Обычно мое мнение не совпадает с мнением большинства, фиксируемым в ходе массовых опросов. Однако мое ощущение, что в прошлом году все стало заметно хуже, чем в предыдущем году, разделяет, судя по всему, уже большинство росиян, хотя я уверен, что такие данные не могут быть точными даже при самой изощренной методике (слишком зыбкий предмет).
По данным "Левада-Центра" (28.12.2015), "доля россиян, считающих уходящий год более трудным для себя лично и своей семьи, чем предыдущий, достигла 55% (против 39% в 2014), приблизившись к показателю кризисного 2009 года. По сравнению с прошлым годом, среди населения выросли представления о том, что уходящий год был неудачным (с 26% до 37%) и «плохим» (с 15% до 25%)".
Таким образом, кризис превращается и в явный феноме общественного сознания.
По данным другого опроса "Левада-Центра"(17.12.2015), "80% россиян согласны с мнением о том, что в России сейчас экономический кризис. Большая часть россиян уверена, что этот кризис будет длительным: 22% считают, что он будет продолжаться «не менее двух лет», 21% – «кризис будет очень продолжительным». Каждый пятый затруднятся давать какие-либо временные прогнозы. Только четверть населения верит в то, что кризис закончится в ближайшем будущем – через полгода или год. Доля россиян, вынужденных экономить, как на питании, так и на товарах длительного пользования, за год увеличилась с 37% до 58% и с 38% до 57% соответственно".
Таким образом, оптика, через которую россияне смотрят на мир уже в существенной мере окрашена кризисом - и как диагнозом настоящего, и как ощущением будущего.