Руководителю Департамента Минюста А.В. Титову пришлось выдержать, находясь на трибуне, шквал примерно из 30 вопросов, презентуя проект поправок в Закон об НКО. В законопроекте (а точнее, как правильно сказал Я. Нилов в законопроекте к законопроекту) содержится попытка дать определение о том, что такое политическая деятельность для некоммерческих организаций.
В разработке Минюста такое определение дается через определения сфер, целей и форм деятельности. Таких сфер деятельности выделено 16.Не со всеми из них понятно, что имел в виду Минюст. Например, что такое «сфера государственного строительства»? Или что это за сфера «национального развития»?
Целей, под которые должны попадать эти сферы, чтобы деятельность НК была признана политической, всего 6. Однако подпадает по эти цели практически любая деятельность НКО – от влияние на выработки государственной политике до влияния на действия органов местного самоуправления. М.А. Федотов метко отметил, что при такой трактовке обращение с целью вырыть колодец тоже окажется видом политической деятельности.
Не все слава Богу оказалось и с формами деятельности НКО для того, чтобы организацию признали иностранным агентом: сюда подпадают не только участие в выборах или участие в митингах, но и обнародование опросов общественного мнения, и даже распространение по Интернету или при помощи эсэмэсок оценок органов власти.
В ходе обсуждения выяснилось несколько важных вещей.
Во 1-х, оказалось, что цели , подпадающие под политическую деятельность, изложены так, что такая деятельность оказывается просто безбрежной.
В 2-х, выяснилось, что для НКО и для других субъектов, например, ООО или судей, существуют различные определения политической деятельности, и то, что является политической деятельностью для общественников, не будет являться таковой для судей или армейских офицеров.
В 3-х, если какой- то деятельностью, близкой к политике, занимается не рядовой член организации, а ее руководитель, то в каком бы качестве он не выступал – общественном или личном , - вся организация может быть признана иностранным агентом.
Ярослав Нилов выдвинул предложение о том, что, может быть идти не по пути изменения закона, а в ручном режиме изучить работу тех 119 организаций, что уже признаны ин агентами, чтобы понять, насколько агентской была их работа на иностранные деньги.
Реагируя на острую и обоснованную критику, В.А. Титов правильно сказал, что мы как раз и собрались для того, чтобы обсудить, выслушать мнения, увидеть возможные риски, внести изменения.
Работа над поправками, направленными на формулировку понятия «политическая деятельность», будет Советом продолжена.
А. Бабушкин