Встреча Патриарха РПЦ Кирилла и Папы Римского обсуждается на православных сайтах и на всяческих околорелигиозных платформах. Зачем и почему они встречаются? - два главных вопроса.
Для меня лично большинство комментариев не убедительны. Скажем так — я принимаю ответы о том, что и в связи с гонениями христиан на Ближнем Востоке актуализировалась тема, и в связи подвисшими вопросами по Украине с вечными противоречиями и претензиями по захвату православных церквей униатами, и в связи с новым кризисом в Европе, в первую очередь кризисом культурологическим... Принимаю эти ответы, но НЕ КАК ОСНОВНЫЕ. А основной ответ как-то, будто спрятан.
Впервые за 1000 лет 19 июня на Святом Афоне соберется Всеправославный Собор. В рамках его подготовки понятны шаги для усиления веса Русской православной Церкви. Сергей Чапнин, последний редактор «Журнала Московской Патриархии» так, например, комментирует ПОЛИТИЧЕСКУЮ составляющую встречи Папы и Патриарха: «Для Русской церкви главный аргумент успешности Собора – это не факт встречи, а факт принятых документов, и патриарх Кирилл активно участвовал в работе над документами, лично редактировал многие документы, и добился от патриарха Константинопольского Варфоломея, что все замечания РПЦ были приняты. Но в рамках этого Всеправославного собора и процесса подготовки к нему нужны еще какие-то весомые аргументы. И вот на международной арене, в некотором смысле единственным аргументом, который еще не использован РПЦ, является сам факт встречи епископа Рима и епископа Москвы как Третьего Рима. Все мы знаем, что епископ Второго Рима – Константинополя достаточно регулярно встречается с Папой Римским, а встречи патриарха Московского с Папой Римским не было никогда в истории. Понятно, что интерес к этой встрече будет огромный».
Но разве это ответ? Разве папе Франциску надо встречаться, чтобы «в рамках этого Всеправославного собора и процесса подготовки к нему» появились нужные для одного из патриархов в православии «еще какие-то весомые аргументы». Нет, конечно...
Не менее умозрительными кажутся и комментарии многих уважаемых батюшек. Наверное, от неожиданности. Наверное, от того, что масштабы тысячелетия не успевают осмысливаться... Чего удивительного? Тут аресты «команды Гайзера» за полгода не в состоянии осмыслить ни местная элита, ни Федеральный политсовет «Единой России», а вы хотите от религиозных функционеров ответов «золотыми буквами»? Так не бывает...
Но ответы, возможно лежат здесь (ссылка на почему-то слегка забытую проблему): «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; 1996) — историко-философский трактат Сэмюэла Хантингтона, посвящённый миру после холодной войны. Эта книга стала продолжением и развитием идей автора, изложенных в его более ранней работе — статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в американском политологическом журнале «Форин афферс» («Международные отношения»). Обосновал идею многополярного мира. Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций».
Дело уже во внешней угрозе христианству, а не в межконфессиональных христианских конфликтах. И угроза эта не просто ислам (с исламом воевали христиане тысячу предыдущих лет и необходимости встречаться папам и патриархам не прослеживалась), а дело в новых видах взаимопроникновения, новых технологиях вербовки адептов и в новой реальности этих технологий, которой точно тысячу лет не было — ИНТЕРНЕТ... Торговля, политики и военные оценили ИНТЕРНЕТ первыми. Они в любой экспансии первые. А вот доктринам церквей, фундаментальным мировоззренческим концепциям интернет, казалось, не угрожал...Но ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация), сетевое сектантство плюс скорости распространения всего этого вломились в сознание паствы с надежностью смертей первых христиан. С той же жертвенностью. С той же готовностью «оставить всё и следовать за Ним». С тем же пренебрежением и отрицанием Рима и Третьего Рима.
Как? - ахнули первоиерархи. Точно так же, наверное, ахали первосвященники, слыша проповеди Христа... Только здесь идет и проповедует не Христос, а его антипод — Антихрист. Пока безликий, пока, как «что-то ВООБЩЕ». Но всё с той же мечтой о справедливости, возмездии и символом веры - СМЕРТИ НЕТ!
Попробуй остановить то, что не боится смерти...Воскресение Христово было давно. Даже те, кто верит в Него, остывают сердцем, заплывшим в комфорте.
Как разбудить сердца и веру? - вот какие вопросы должны бы решать первоиерархи. На фоне расстрелянного петардами собора в Кёльне, разрушенных шиитских мечетей в Алеппо и Хомсе, на фоне «родноверских плясок» «Правого сектора» (запрещенная в России организация) и российских родноверов. Но не на фоне графиков цены на биржах нефти и светящихся линий Dow Jones...