Наибольшее количество черт, особенностей политической модели Россия унаследовала от Византийской империи. Больше, чем от Золотой Орды, та была чисто военно-феодальным псевдогосударственным образованием, жившим за счет сбора дани с покоренных народов. А с Византией больше общего. Россия считается ее правопреемницей по многим основаниям. Переняла все те пороки, которые и в конечном итоге погубили могущественную когда-то империю. Во-первых, централизацию государства и административного аппарата, ставшей тормозом в развитии. Во-вторых, мессианизм во внешней политике, приведший к размножению бесчисленного количества врагов и  изоляции. В-третьих, в духовной сфере симфонию церкви и государства, превратившую церковь в инструмент господства государства и бюрократии над обществом.

Византийская (Ромейская) империя просуществовала чуть более тысячи лет и прекратила существование в результате турецкого завоевания в  1453-м году. Все тысячи лет государство было централизованным. Эта централизация в сочетании с самодержавной формой правления и  стали главными причинами  гибели византийской цивилизации. Центр подавлял регионы, тем самым плодил врагов, подрывал опору Византии.

Централизация бывает продуктивной и эффективной только на коротком ограниченном отрезке времени, когда без нее не обойтись, например, для стабилизации ситуации, наведения порядка, осуществления модернизации, индустриального или военного строительства, защиты страны и т.д. После всех этих мер государство должно ослабить диктат над обществом, дать возможность для инициативы снизу, саморазвития. Но когда этого нет, самодержавное управление не отменяется, продолжается сохраняться всесилие бюрократии, то государство слабеет.

Это и случилось в Византийской империей. Первоначально жесткое правление дало хорошие результаты. В шестом веке в период  правления самого могущественного византийского императора Юстиниана Первого удалось почти полностью восстановить распавшуюся империю в границах, подконтрольных когда-то Риму. Но  уже в седьмом веке под контролем Константинополя остался лишь небольшой кусок территории в Малой Азии и Балкан. Агрессивная политика Юстиниана, стремление все больше и больше расширять государство  подорвали силы Византии, высосали все ее ресурсы и привела  к упадку.

Византийская цивилизация погибла, а европейская сохранилась. Объяснений может быть много, но наиболее важные, в том, что Европа была децентрализована, после падения Римской она отказалась от восстановления империи. В то время как Византия всякий раз возвращалась к прежней самодержавной системе. Европа в лице римской культуры смогла изменить менталитет соседей-варваров, провести христианизацию, а Византия не смогла ничего противопоставить арабам, вначале язычникам, потом мусульманам, а также туркам, потому что главным врагом считала Запад. . В Европе была централизована только духовная, а точнее идеологическая  сфера, высшей политической  фигурой являлся Папа Римский, а административная власть была разделена между королевствами и княжествами, а в Византийской империи централизовано было все, в первую очередь само  государство и негосударственные институты, скажем, церковь являлась придатком императорской власти. В Европе росло много крупных городов, в Византии был крупным один Константинополь ( в России такая же картина, растет Москвы, а провинции чахнут). Наконец, Европа продвигала ценности, а Византия (как и Россия) двигала вперед и навязывала  государственные границы с административно-бюрократическим аппаратом.

Централизация власти в Византии препятствовала развитию провинций, все вопросы хозяйственной жизни решались не путем инициативы и самостоятельности, а через всесильную бюрократическую машину. При этом следует подчеркнуть, что в отличие от России в Византии не было крепостного права. Централизация, особенно если она затяжная, обостряет противоречия в обществе, создает непреодолимый разрыв между властью и народом, создает систему не способную действовать гибко. Действия эти топорные, происходит к шараханию в крайности.

Несколько лет назад показали нашумевший фильм одного из вождей РПЦ Шевкунова, который отстаивает идею о том, что гибель Византии – это кара за то, она якобы отказалась от «истинной веры», заигрывал с Западом и католичеством и за это  Всевышний дескать наказал, послав в наказание турок. Такая интерпретация истории – это откровенное мракобесие. Другого слова не найти. Зачем нести такую чушь в наш просвещенный век?

Помощь Европы Константинополь отверг, ссылаясь на «мнение народа». В самодержавном государстве говорить о  мнении народа – парадокс. Это «мнение» формировали в течение тысячелетия, вбивая в сознание людей фобии и ненависть к иноверцам. А командующий византийским флотом Лука Нотара в 1452-м году, т.е. за несколько месяцев до падения Константинополя сказал, лучше турецкая чалма, чем латинская тиара ( «История мировых цивилизация» ).

Надо признать, любая цивилизация стремится к экспансии. Европейская преуспела, потому что она децентрализована и развивалась снизу. Византийская и российская всегда навязывались сверху, усилиями государства, силовыми мерами, когда власть возводилась в Абсолют, вбивалась в сознание людей вера в ее божественную природу.

Одним из главных целей внешней политики Российской империи являются черноморские проливы Босфор и Дарданеллы с Константинополем (Стамбулом). Не раз осуществлялись попытки их захвата, но всякий раз проваливались. В Первую мировую после неудачи английского десанта в Галлипольской операции  было подписано соглашение о передаче России черноморских проливов конечно после победы. Но в России разразилась революция и о проливах пришлось забыть. Да и вряд ли бы дали. Даже союзники  по Антанте всегда препятствовали амбициям России. Когда в 1878 году русские войска находились уже в пригородах Стамбула, это вызвало тревогу на Западе, ситуация грозила развязыванием общеевропейской войны. Тогда войска  отступили. А теперь видим, как путинская Россия проводит авантюрный курс,  пытается не мытьем так катаньем пролезть  в Средиземноморье,  на крови сирийского народа. Лидер РПЦ Гундяев говорит о «священности" войны.

Политика путинской России повторяет те пороки, которые совершала Византийская империя. Война, которую ведет в Сирии правящий в нашей стране режим ослабляет Россию политически, даже если и есть какие-либо чисто военные успехи, они ни к чему позитивному не приведут, только к еще большей эскалации насилия и изоляции. Государство испытывает перегрузку.  В обстановке экономического кризиса вести войну авантюра. Маленькая победоносная война стабилизирует систему временно. В следующий раз для стабилизации нужна победа покрупнее. А достичь ее труднее. Пример Византии со всей очевидностью свидетельствует об этом.

Централизованное государство, которое ведет бесконечные войны, подвергается огромной перегрузке. Царская Россия подверглась ей  в Первую мировую, СССР – в холодную с афганской, сейчас – путинская наступает на те же грабли.

В  войнах, где идет противостояние не армий, а идеологий,  грубой военной силой победить невозможно.