Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл публикует аналитические материалы Юрия Ерофеева, посвященные предстоящему X съезду народа мари, который пройдет в апреле 2015 года.
Юрий Иванович Ерофеев публицист, общественный деятель, организатор Московского землячества выходцев из Марий Эл. За большой вклад в укрепление межнационального мира и согласия награжден Золотым почетным Знаком Консультативного Совета при Правительстве Москвы. Долгое время работал в центральном аппарате КГБ СССР, возглавлял Управление КГБ по МАССР, первый полномочный представитель республики при Президенте Российской Федерации, член Экспертного совета по межнациональным вопросам Государственной Думы Российской Федерации. Полковник Федеральной службы безопасности Российской Федерации в запасе.
Как бы того кому-то и не хотелось, но на съезде так или иначе, на мой взгляд, всплывет тема 100-летия «Марий Ушемов», возникших на волне Февральской революции 1917 года как общественной самоорганизации передовых, прогрессивно мыслящих граждан мари, освободившихся от многовекового царского гнета.
Их жизнеутверждающие примеры активной, бурной деятельности оказались настолько привлекательны и заразительны, что и спустя 100 лет, идеи первопроходцев вновь стали возрождаться в изменяющихся условиях и в новом облике современных «мариушемовцев».
Но здесь в погоне за современной модой в стиле либерально-демократических доктрин на основе «закваски» далеких предшественников республиканские власти 90-годов с подачи некоторых патриотов-интеллектуалов пошли на новую их модернизацию в виде создания «Мер каҥаш» в форме общественного движения. И только после 2008 года Козлов и сотоварищи вынужденно начали вновь собирать воедино ряды отодвинутой на задний план организации «Марий Ушем» в рамках межрегионального объединения, которое, правда, ныне сохранилось лишь в ранге региональной структуры.
А в настоящее время и тут приходится выдерживать конкуренцию, в частности, со стороны проправительственного «Марийского национального конгресса» и новорожденной Федеральной национально-культурной автономии, не говоря уже про «Мер каҥаш», прибирающих бессовестно своими щупальцами останки «мариушемовских» отделений и филиалов, образованных ранее в Башкортостане, Татарстане, Нижегородской, Свердловской и иных российских регионах.
Можно было бы об этом особо и не распространяться. Но современные атаки под флагом якобы соответствия складывающимся тенденциям, подкрепленным порой стратегическими программными документами федеральных властей, способствуют тому, как на основе разрушения «мариушемовского» общественного здания, вместо того, чтобы сохранить память и уважение к истории в канун юбилейной даты одной из старейших организаций в Поволжье, обустраиваются новоделы ФНКА.
Спрашивается: какие были правовые основания, чтобы, например, в Башкортостане исчезла региональная общественная организация «Марий Ушем» вместе с 12 своими филиалами в рамках Республики? И что это было – ликвидация или реорганизация? Если ликвидация, то на положениях каких конкретных статей ФЗ «Об общественных объединениях» и в каком порядке?
Например, для ликвидации требуется, чтобы организация нарушала права и свободы человека и гражданина, либо неоднократно грубо попирала Конституцию РФ, федеральные законы и или иные нормативно-правовые акты, либо систематически осуществляла деятельность, противоречащую своим уставным целям. Было ли это на самом деле?
А может, имелась возможность всё-таки их сохранить, поскольку были затрачены время, силы и средства на регистрацию? Одна только госпошлина чего стоит…
Конечно, мне могут встречно возразить, мол всё делалось потому, что люди, приписанные к филиалам, отделениям «Марий Ушемов», а также руководители ныне образованных МНКА и РНКА – это одни и те же лица. Поэтому мол они и действовали по нравственному принципу, описанному еще в 17 веке испанским драматургом Лопе де Вега в известной комедии «Собака на сене», — «лишь бы никому другому это не досталось»…
Мне представляется, что Козлову вместе с соратниками в рамках съезда или вне его следует подумать над проведением специального брифинга в связи с предстоящим 100-летием «Марий Ушем», где обстоятельно проанализировать и эти факты, дав принципиальную оценку в присутствии делегатов, чтобы впредь было неповадно творить «черные дела». В случае чего- подключить возможности для запроса в органы Минюста Российской Федерации по существу изложенных материалов.
Имея в рядах РОО «Марий Ушем» Иванова В.К., нужно максимально задействовать юридический потенциал для отстаивания своих прав, вплоть до обращений в суды разных инстанций! Например, почему «Марийскому национальному конгрессу» за 2013г. была выделена денежная господдержка в размере 275 тыс. рублей, а «Марий Ушему» — ноль с кукишем?
Да, мы за то, чтобы параллельно и синхронно шагать в рядах марийского национального движения, но не вместо, а вместе!!! Однако, судя по эмоциональным мини-сюжетам И. Бирского в интернете, можно сказать, что не все «мариушемовцы» Башкортостана легли под каток ФНКА. Те, кто остался в районном звене, могут вполне официально образовать в соответствии с ФЗ местные национально-культурные объединения, приняв свой Устав, и далее действовать уже без регистрации.
Думаю, настала пора В. Козлову и В. Иванову – ныне в ранге вице-президента Ассоциации «Марийский мир-21 век» побывать в этом регионе, встретиться и поговорить с людьми, установить взаимопонимание с республиканскими и муниципальными властями.
Почему-то верю, что восточные марийцы, испытывающие гордость за то, что именно здесь состоялся июльский 1917 года I съезд, не могут предать забвению его эпохальное значение, где в значительной степени присутствовали активисты «мариушемовских» организаций Уфимской, Казанской, Вятской и т.д. губерний. Причем, есть смысл совершить эту поездку до нынешнего апрельского марийского форума (!).
На MariUver не снижается число откликов на известие о том, что 1 декабря 2015г. зарегистрирована ФНКА марийцев России под номером 1157700019344 (ОГРН) по адресу: 119094 г. Москва, ул. Большая Якиманка, дом 50 (помещение постпредства), значительная часть которых носит негативный оттенок, в том числе и потому, что рождение её, также, как когда-то «Мер каҥаш», сопровождалось отрицанием исторической роли «Марий Ушема».
Не скрою, что по мере возможностей, я отслеживал процесс создания ФНКА и неоднократно писал об этом. Был в курсе, что, например, Л. Яковлева не была представлена в числе уполномоченных лиц, подавших учредительные документы на регистрацию в Минюсте РФ, а главным лицом в роли исполнительного директора выступала некая Антонина Иосифовна Горбунова – член ревкомиссии Общественной организации «Воспитатели России» во главе с Ларисой Николаевной (?!), являющаяся штатным помощником её в Госдуме. Должность Горбуновой в роли исполнительного директора ФНКА дает ей как единственному физическому лицу право без доверенности действовать от имени юридического лица. Никто другой из числа учредителей не удостоен таких полномочий. А ими являются Абдулин В.А., Иванов Г.П., Кузнецова С.В, Радыгин А.И., Тайбахтин А.Н., Телицин Н.Д., Тоссавайнен Р.Я.
Таким образом, руководителем ФНКА, с точки зрения ЕГРЮЛ, является никому неизвестная в рядах марийского национального движения Горбунова А.И. Не правда ли, юридический нонсенс?! Что скажут читатели?
Как будет складываться дальнейшая судьба ФНКА, будет ли она счастливой, покажет время? Мне же кажется, что эйфория закончилась, начались трудовые будни, связанные, прежде всего, с приёмом в свой состав новых членов в статусе РНКА. А пока автоматически членство заработали только РНКА марийцев Удмуртии и Ленинградской области, на базе которых и создана федеральная автономия, в то время как для регистрации обычного общероссийского объединения требуется наличие структур не менее, чем в 43 субъектах РФ.
Действительно, прошло почти два месяца со дня включения ФНКА в систему юридических лиц. Но что-то я не заметил сообщений о прошедших, скажем, заседаниях руководящего рабочего органа или даже о первом её историческом съезде (?!) с участием делегатов от двух членских организаций (а остальных официально по Уставу нужно еще принимать), где бы прозвучали первые заявления для внешнего мира.
Ждать, что всё произойдет на 10 съезде всемарийского народа, — это несусветная наглость, так как данным правом республиканская власть пока наделила только «Мер каҥаш», для которого предстоящий форум рассматривается одновременно и как отчетно-выборная конференция межрегионального общественного движения. Вот до каких абсурдных правовых злоключений докатились мы в рамках существующего марийского национального движения (?!). Хотя «экскурсоводы-советчики» долго ещё будут водить «дилетантов – экскурсантов» по его лабиринтам.
А может ли Яковлева говорить от имени всего марийского народа, как это она продемонстрировала, подчеркнув в речи два раза, на похоронах А.Я. Эшпая? Лично мне кажется, что нет. Даже от имени ФНКА, которая как организация может вобрать в свои ряды лишь тех, кому за 18 лет и только тех, кто живет вне пределов Марий Эл!!! Да и то, если этого захочет сам конкретный гражданин. Не первый год я наблюдаю за Яковлевой и все более разочаровываюсь, видя, как неуёмное, ни чем неподкрепленное желание личной славы, губит человека.
В комментариях по материалам Ассоциации «Марийский мир -21 век» некоторые анонимные читатели вдруг заговорили об отсутствии массовости на прошедшей её конференции. Конечно, массовость желательна в определенных публичных мероприятих. Но, чтобы порой собрать активистов в одном месте из разных регионов, нужны средства, чтобы оплатить проезд в два конца, питание, проживание и т.д. Во-вторых, членами Ассоциации являются не физические лица, а зарегистрированные организации, которые через своих руководителей представляют региональные их интересы. Если Ассоциация состоит, скажем, из десяти членов – юридических лиц, то кворум на конференции по максимуму будет таким же. А далее, в рамках уже нижестоящих структур её уполномоченные представители ретранслируют суть принятых Ассоциацией решений для более широкой аудитории.
Несомненно, через некоторое время это ощутит и руководство ФНКА. Но кто ныне возьмет её на иждивение? Республика – вряд ли? Ибо для РМЭ кроме Яковлевой все другие члены каждый раз будут приезжими. Получат ли они у себя дома командировочные? Нет гарантий. Надеяться на федеральные гранты? Выход для ФНКА – один, чтобы, во-первых, её руководящие органы и «Мер каҥаш» состояли из одних и тех же людей, впрочем, как и сейчас. А, во-вторых, все мероприятия делать совместными, но не показывая это в финансовых документах. А пока общим кассиром, как видно из отчёта, выступает «Марийский национальный конгресс», имеющий банковский счет.
Недавно я беседовал по телефону с членом «Всемарийского Совета» А.Г. Кудрявцевым из Кировской области, можно сказать, «мини-оньыжой» по региону, который с сожалением и долей отчаяния отметил, что никакой материальной помощи вятские марийцы не получают ни от своих властей, ни из РМЭ. Будет ли толк от ныне созданных трех МНКА, никто не знает.
Таким образом, никаких особо радужных перспектив у ФНКА марийцев лично я не вижу, кроме как, у «автономистов» Удмуртии и Татарстана, где все-таки умеют местным властям товар лицом показать. А если же Яковлева, скажем, лишится в 2016 году думской прописки, то для ФНКА наступят тяжелые времена. Тем более, к этой нише национального строительства в российском обществе сформировалось неадекватное отношение. Да и кризис в стране заставляет о себе знать.
Говоря в начале статьи о «нажитом хозяйстве» я имел в виду приведение в порядок всех существующих ныне национальных этнокультурных и иных структур согласно ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку многие постоянно путаются в этом вопросе.
Возьмем к примеру «Центр марийской культуры г. Перми», возглавляемый всеми уважаемой Поповой Р.Ш. и недавно успешно презентованный на MariUver (!).
Что мы знаем о его статусе? Или это общественное объединение, зарегистрированное в форме общественного учреждения (такое допускается ФЗ), либо государственная, муниципальная структура, специализирующаяся в рамках данного профиля, или что-то другое?
В одних справочниках, изданных Минкультуры РМЭ, Центр проходит по графе «Общественные организации», в другом месте обнаруживается, что это некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, создание которого вообще не предусматривает стадию регистрации в местных органах Министерства юстиции РФ, и полностью отдано на откуп налоговым инспекциям, что во многом упрощает сложный процедурный процесс.
Этим умело пользуются некоторые «ушлые» активисты, просачиваясь тем самым в ряды национально-культурных общественных объединений, которые действительно отнесены к категории некоммерческих организаций. Но ФЗ «Об некоммерческих организациях» включает в данный список также: общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, государственные корпорации, государственные компании и т.д.
По этому закону некоммерческие партнерства вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а члены его (физические и юридические лица) могут при выходе даже получить часть общего имущества, за исключением внесенных взносов.
Думаю, Раиса Шамратовна сама прояснит ситуацию, тем более, что речь идет об источнике её существования на посту директора городского центра марийской культуры. Я за то, чтобы она получала зарплату, ибо «везти воз» в течение нескольких лет на общественных началах – это сверхгероизм. Подобного рода Центры зафиксированы в минкультовских статсправочниках и по другим краям, областям и республикам с марийским населением. Более того, их представители даже фигурируют в составе «Мер каҥаш».
Как ни парадоксально, составители подобного сборника образца 2004 года в предисловии заранее извинялись: «К сожалению, в виду трудностей коммуникативного плана (?) и недостатка времени редколлегия справочника не смогла собрать одинаковые и полные данные по всем регионам. Также те данные, которые включены в справочник, не всегда верны, так как устарели или были получены из недостаточно достоверных источников. По этому здесь могут отсутствовать данные по некоторым регионам, быть неверными имена руководителей или написание их имен и фамилий, номера телефонов и адреса». К стати, данный абзац слово в слово повторен ещё раз, видимо, так и не нашлось времени на исправление ошибок в названиях организаций, в именах, фамилиях их руководителей, а также на дополнение ранее отсутствующих полных сведений и т.д.
Сказать, что данный раздел является самым слабым местом в справочнике – это значит сказать не всё. Вина в этом не только составителей, хотя опытный, знающий человек мог бы привести публикуемые статданные в строгое соответствие с законодательством. Ответственность в немалой степени лежит и на самих регистрирующих службах Минюста РФ по части соблюдения законодательных стандартов. Например, по ФЗ общественные объединения могут быть только местными, региональными, межрегиональными и общероссийскими. На практике же нередко видим наличие межрайонных, областных и республиканских, что формирует у людей неверное представление.
Для меня, скажем, трудно расшифровать запись в справочнике «Марий тӱня» о марийском обществе в Агрызском районе Татарстана. Что это – организация или движение или нечто другое? И таких примеров уйма! Мало, что скажет функционер, никогда в руках не державший профильный закон. Нужно требовать, как это записано дословно в регистрационном свидетельстве. И если его как такового нет, то нужно выделять специальную графу об отсутствии юридического лица.
Такой беспорядок мы видим и в статданных самого Минюста РФ, где раньше по каждому субъекту (региону) по-отдельности выделялись местные, региональные национально-культурные автономии по срокам их регистрации и исключению. А в настоящее время, чтобы найти сведения лишь об одной НКА, нужно перерыть весь массив, так как вообще не понять, по какому принципу выстроена эта система.
Нечто подобное встречается и у «Марийского национального конгресса», которое зарегистрировано как общественное движение, призванное состоять из участников. Но в отчетах говорится о членах (475 чел.), представляющих, якобы, элиту (?!) Республики, хотя руководство его (34 чел.) состоит в основном из управленцев – чиновников, разного рода директоров предприятий, учреждений, организаций, школ. Что касается «властителей дум», то кроме поэтессы З. Дудиной и представителей артистического мира Ю. Русанова, Э. Александрова другой элиты, а значит и элитарной деятельности, я не обнаружил.
А ведь марийские «конгрессмены» могут многое сделать, если сильно «захочут». Ярким, незабываемым примером может служить их обращение к депутатам Европарламента (02.XII 2005г.), где говорится: «Вызывает озабоченность, что позиция западноевропейских стран формируется на основе информации, получаемой от группы политических деятелей, не получивших поддержки на выборах в республике – Юрия Ерофеева, Владимира Козлова, Нины Максимовой. При этом позиция широкой национальной общественности зачастую просто игнорируется. Такие шаги нельзя расценивать иначе, как противодействие воле народов Республики Марий Эл.
От имени республиканского общественного движения «Марийский национальный конгресс» просим вас прислушаться к нашему мнению и изменить свою позицию в отношении РМЭ, которая, по нашему убеждению, сложилась из-за недостатка объективной информации» (???).
Примерно та же публика 13.08.2015г. от имени президиума Межрегионального общественного движения «Всемарийский Совет – Мер каҥаш» настрочила как «организация, представляющая этнические интересы подавляющего большинства марийцев России» известное газетное обращение, заявив, что «не может быть в стороне от главного события года».
По ходу замечу: с каких пор в официальном документе Межрегионального движения появилось двойное название, Всемарийский Совет – Мер каҥаш»? Во-вторых, почему движение вдруг превратилось в организацию?
Далее, по тексту: «Со всей определенностью и открытостью мы заявляем, что поддерживаем кандидатуру Леонида Игоревича Маркелова». А где она открытость, как любит выражаться читательница Елена («Назовите фамилии!»), коль, например, А.И. Радыгин и А.Г. Кудрявцев – члены Всемарийского Совета в разговоре со мной открестились от подписания предвыборной агитки.
Любопытна аргументирующая её часть, предельно схожая с вышеперечисленным пасквилем 10-летней давности: «Между тем определенные силы за пределами Республики, некоторые представители общественных объединений мари (?) пытаются вклинится (написано без мягкого знака)в избирательный процесс, которым местное население отказало в доверии на местных (лексическая бедность сочинителей – слова «местное (ых)» и «некоторые», «которым» в одной короткой фразе употреблены дважды) выборах 2014 года» Поскольку первично заявление было опубликовано в «Марправде», то газетчики могли, наверное, «причесать» его для приличия. Заключительная часть звучит, прямо скажем, по-прокурорски: «Считаем эти действия провокацией»(?).
Безусловно, речь идет о предвыборном заявлении Ассоциации «Марийский мир-21 век», будучи заргистрированной, которая в отличие от «Мер каҥаш», имела полное право участвовать в этом виде общественно-политической деятельности.
Приведенные факты лишний раз свидетельствуют о том, что «Конгресс» и «Мер каҥаш», возомнив себя «хозяевами положения», перестали ощущать конкурентную среду и не стремятся к саморазвитию. Но начатый процесс политической, экономической и моральной санации в Марий Эл медленно и трудно набирает силу, о чем говорит выступление на пленарном заседании Госдумы РФ от 22 января 2016 года депутата-коммуниста Сергея Павлиновича Мамаева. Это наиболее сильный удар по маркеловской коррупции, имеющий общественно-политический резонанс всероссийского значения.
По моим собственным ощущениям, руководство фракции «Единая Россия» обязано серьезно озаботиться судьбой будущих госдумовских выборов в РМЭ, поскольку дальнейшее нахождение Маркелова в её партийных списках уже невольно работает и против авторитета Путина-Медведева.
Знакомые политологи допускают, что речь Мамаева становится дополнительным поводом, чтобы избавиться от Маркелова и чтобы КПРФ, тем самым, не могла использовать подобные факты махровой коррупции против партии власти.
В свою очередь и Мамаев, зачитав несколько цитат Путина, не стал акцентировать внимание депутатов на своих недавних претензиях к подсчету голосов на сентябрьских выборах 2015г. в Марий Эл, где у него украли не один десяток % голосов избирателей.
Нельзя не заметить и того, что с трибуны российского парламента прозвучала также фамилия М.А. Долгова, в соавторстве с которым Мамаев издал книгу о причинах и обстоятельствах коррозии республиканской власти в РМЭ под воздействием ужасающейся коррупции.
И что бы сегодня не говорили по поводу возможной досрочной отставки Маркелова, бесспорная роль Долгова и его земляков – сторонников в этом не только присутствует, но и в немалой степени является определяющей!
Абсолютно правильной стала и смычка Ассоциации «Марийский мир-21 век» и её структур с КПРФ в лице её регионального отделения в РМЭ, так как никакая другая партия на базе своих местных подразделений в республике не способна была аккумулировать общественные силы, чтобы противодействовать маркеловскому административному ресурсу. Если бы полгода назад не состоялся предвыборный альянс между ними, то сегодня не было бы и высокой думской трибуны в ранге пленарного заседания, с которой по существу доложены высшему законодательному органу страны факты, подпадающие под уголовную ответственность, в основном добытые сторонниками М. Долгова, число которых всё более ширится.
Это к тому, чтобы организаторы съезда мари, наконец, образумились и пока не поздно прекратили «химичить» и позорить себя перед народом! Думаю, что и сейчас уже по некоторым основаниям, о чем свидетельствуют читатели интернета, имеется смысл для обращения в Прокуратуру РМЭ и Управление Минюста РФ по Республике Марий Эл, обязанных осуществлять надзор и контроль за деятельностью общественных объединений, а также с целю недопущения вмешательства региональных и муниципальных органов власти в их уставную компетенцию. Если что, можно смело обращаться выше, привлекая к этому правозащитные организации.
Нужно раз и навсегда покончить с вредными привычками чиновников «порулить» гражданским обществом! Для этого предоставлен исторический шанс!
Общественный комитет по борьбе с коррупцией в Марий Эл