Сейчас в Украине памятники в основном разрушают, переформатируя национальную идентичность путем ее очистки от того, что кажется налетом советского. Нечастый случай - возведение новых памятников. Один из них в Одессе - внушительное и красивое напоминание, что город не только является сейчас украинским, но был им с давних времен. Это памятник запорожскому атаману Антону Головатому (1744 (или 1732) - 1797). Он участвовал в походах запорожцев в период Русско-турецкой войны, а после ликвидации Сечи принял приглашение и пошел на службу русской короне. Был одним из инициаторов создания из бывших запорожцев "Войска верных казаков". Он со своими казаками геройствовал и в этих местах, отличился при взятии Очакова, участвовал во взятии крепости Хаджибей, стоявшей на месте нынешней Одессы. В 1792 г. Головатый вел переговоры в Санкт-Петербурге о выделении казакам земель на Кубани взамен, отобранных в Сечи.

Переговоры были успешными, и в 1793 г. Головатый повел казаков на Кубань, сыграв существенную роль в создании нового казачьего войска. После смерти Чепеги он был избран войсковым атаманом Черноморского казачьего войска. Кроме того, он известен как украинский поэт и сильно подозревался современниками в нечестном и масштабном обогащении. 

Его фигура была включена в монумент Екатерине Второй в Екатеринодаре (1907 г.), снесенном в 1920 г. большевиками. В 2006 г, памятник в Краснодаре воссоздан. В 1999 г. открыт памятник и в Одессе. 
Такая историческая фигура прекрасно вписывалась в прежнюю версию украинской идентичности, которая строилась на союзе с Россией (в 1999 г. это еще не вызывало подозрений), однако это не помешало противникам укринизации в 2010 г. раскрасить памятник в разные цвета, придав ему смешной вид. Авторы раскраски ранее уже прославились вандализмом в отношении памятников украинским националистам (см. подробности). Критики считают, что нет оснований для такого помпезного памятника, превосходящего по масштабу памятник Екатерине, поскольку при взятии Хаджибея Головатый был не в очень большом чине и не являлся решающей фигурой. Шутники прозвали этот монумент Кобылой, поскольку конь заслоняет атамана.