В начале XX в. в Вятке появились культовые сооружения самых разных религиозных верований – Магометанская мечеть, польский Александровский костел, Единоверческая церковь, старообрядческая молельня. Самой последней в городе, прямо накануне революции, открылась лютеранская кирха. Что это был за храм и какова его судьба, к сожалению, малоизвестно. Сегодня попробуем разобраться в перипетиях его жизни и смерти.
Зачастую представители неправославных религиозных верований оказывались в Вятке далеко не по своей воле. Так было, например, с поляками, поток которых хлынул в наш город после разгромленных национально-освободительных восстаний 30-х и 60-х гг. XIX в. В отличие от многих поляков-католиков представители евангелическо-лютеранской церкви в дореволюционный период появлялись в Вятке на добровольных началах. Абсолютное большинство верующих-лютеран являлись немцами по национальности и, как правило, демонстрировали полную лояльностью царской власти. По социальному происхождению это были в основном личные и потомственные дворяне, а также почетные граждане. Высокий образовательный уровень, трудоспособность и присущая немцам дисциплинированность способствовали быстрому карьерному росту лютеран. Многие из них занимали важные посты в региональной власти, самый яркий пример – М. К. Клингенберг, руководивший Вятской губернией в 1859–1863 гг. Интересно, что его сын Николай Михайлович в 1896 – 1901 гг. занимал тот же самый пост, но при этом по формулярным спискам уже числился православным.
Николай Клингенберг
Благожелательное отношение властей к лютеранам в 60–70-х гг. XIX в. проявлялось, в первую очередь, в том, что они не только никак не препятствовали, но зачастую даже содействовали строительству лютеранских культовых сооружений. В 1864 г. по проекту архитектора Карла Боссе была возведена церковь св. Марии в Перми. В 1872 г. кирха появилась в Ижевске, спустя год лютеранский храм св. Петра украсил Екатеринбург. В Вятке же долгое время своего культового сооружения у лютеран не было, они устраивали встречи на частных квартирах, снимали для богослужений зал технического училища. Известно, что в середине XIX в. вятские лютеране собирались в доме провизора Карла Мойке на Московской улице (современный дом №10). Здесь же снимали квартиры три раза в год приезжавшие в город лютеранские пасторы.
Возможно, самый известный из проживавших в Вятке лютеранских пасторов – Иван Алберг. Последний прославился тем, что открыл вместе с супругой Дарьей в начале позапрошлого века в Вятке частный пансион. Это было резонансное событие для города, в котром еще не было даже мужской гимназии. В 1810 г. случился скандал: полковник Бистром пожаловался на репрессивные методы обучения в пансионе, утверждал, что, якобы, пастор был его племянника Якова на уроках и даже «расшиб ему голову». Однако хоть на допросе ученики этого факта не подтвердили, но пансиону пришлось закрыться.
В начале XX в. вятские лютеране наконец получили возможность по примеру других городов построить свою кирху. 31 июля 1909 г. Евангелическая генеральная консистория разрешила открыть Совет вятского лютеранского прихода. В него вошли статский советник Николай Верва (председатель), коллежский советник Рихард Эмберг (секретарь), промышленник Карл Шнейдер (кассир), губернский фармацевт Адальберт Иогансон, провизор Гуго Бок и др. В 1911 г. Вятская городская дума бесплатно отвела евангелическо-лютеранскому приходу место на углу Стефановской и Гласисной улиц под постройку кирхи. Однако заложена она была только в 1914 г., строительством руководил инженер Э. К. Нюквист. Все работы шли на частные пожертвования, крупнейшим спонсором выступи владелец пивоваренного завода Карла-Август Отто Шнейдер. В 1911 г. Шнейдер был обладателем немалого состояния: кроме завода, за ним числилось 2 ресторана и 20 пивных лавок. Располагая солидными финансовыми средствами, вятские лютеране специально из Германии пригласили Адольфа Дуйзберга, который выполнял работы по внутренней отделке храма.
Началась Первая мировая война, строительство кирхи затянулось, а в обществе все больше начинали распространяться антинемецкие настроения. Однако если на западе России имели место случаи закрытия кирх и высылки пасторов, то в Вятке все происходило ровным счетом наоборот. Службы начались еще в недостроенном храме, здесь же проживали лютеране-беженцы из Риги. В начале 1917 г. кирха была торжественно открыта. Это было одноэтажное каменное здание с небольшой деревянной башней, в которой находилась колокольня. Высота здания составляла 4, 8 метра, а площадь 211 кв. метра. Внутри кирхи были поставлены скамейки для верующих, шкаф для книг.
Однако политическая обстановка очень быстро менялась. В годы Гражданской войны и НЭПа большая часть лютеран эмигрировала, к середине 1920-х гг. община в Вятке практически перестала существовать, и кирху пришлось закрыть. 31 января 1925 г. храм осмотрела специальная комиссия во главе с техником губкоммунотдела Козьминых и председателем административного отдела Ситниковым. Они отметили, что «кирха по прямому назначению не используется и находится в запущенном состоянии: оконные стекла разбиты, дверных полотен нет, а колоды выломаны, полы на хорах разобраны». В итоге было решено передать кирху отделу коммунального хозяйства и использовалось под жилье. Чуть позже в ней разместилась общественная баня.
В апреле 1940 г. бывшее здание кирхи было передано в распоряжение конторы по строительству трамвая в Кирове. Трамвай, как известно, в нашем городе так и не был запущен, у кирхи такая же печальная судьба. В конце 50-х – начале 60-х гг. она была разобрана, а территория площади вокруг храма застроена. На перекрестке ул. Молодой Гвардии и Октябрьского проспекта выросло 5-этажное здание, а на месте кирхи теперь находится проезжая часть ул. Молодой Гвардии.
фото: ГАКО, Е. Пятунин, pastvu.com, vyatich-kirov.ru, bump.ru