«Дорожные споры – последнее дело» - именно эти слова известной песни всплыли, когда в поезде Подосиновец-Киров я услышал рассказ про «грипп спичечными коробками завозят из Украины к нам; одного коробка ведь на много хватит. Кто у них только его выдумывает…». Говорящему было лет 70 и видно, что в прошлом открывать двери райисполкома ему приходилось часто. «Вон, в телевизоре показывали про эти спичечные коробки», - подтвердила его слова соседка по купе примерно тех же лет.
Через пару минут соседи говорили о том, что при Путине всю Россию разворовали, людям жить не дают. Раньше в колхозе было 1800 пахотных гектар земли, сейчас выкашивают только 30. Все зарастает, обрабатывать некому, как будто молоко больше никому не надо. Вон раньше в Яхреньге был колхоз-миллионер (надо пояснить: это значит в банке у колхоза к окончанию года лежал миллион советских рублей); строили дома, коровники, баню, пекарню, все было. К концу 80-х годов построили 4 современных коровника на 400 голов КРС каждый. Пришел новый хозяин и снял шифер с крыш. «Молоком ему не хотелось заниматься, он начал имущество продавать, - продолжал ветеран. - Как так получилось, что никому ничего стало не надо?»
«Вот ты мне объясни, - спросила соседка у меня. - Почему налог на землю у нас такой большой?». Не дожидаясь ответа, продолжила: когда к нам приехали специалисты, я их спрашивала. Они дают толстую папку и говорят: «читай, раз интересно». Поняла только, что раз рынка земли у нас в Подосиновце нет, то взяли для оценки ближайшие места: Великий Устюг, Нижний Новгород. Они бы еще московскую землю взяли для сравнения! «Вот у соседки при оформлении документов кто-то ошибся и перевел землю в другую категорию, сейчас она платит за огород больше соседей в разы. В Киров ездит, но правду найти не может».
Разговор с отсутствия коров и проблем земельных странно перешел на охоту. «Сейчас лисам и прочей живности есть нечего, а охотников развелось. Что они там ищут, если дичи нет? Раньше лоси ходили, кабаны, сейчас и лосей никто давно не видал. Нечего у нас тут делать. Нам бы дорогу доделали на Опарино. Вот ведь москвичи, выиграли конкурс и пропали. Кто ж только такой закон придумал, чтобы отдавать строительство дороги непрофессионалам…»
Да, суд, на который я ездил, вынес решение в пользу моего клиента. Мне нравятся районные суды, в них есть некое величие. Просыпается чувство уважения к стране: оборудованные залы заседаний, флаг, герб и обстоятельное рассмотрение дел.