Тут не знакомая бросила ссылочку на интересную статью: "Воля к достоинству против "крепостного права". Не сказал бы я что в восторге, но конструкция предложенная автором заставляет сделать очень интересные выводы. 

Если сводить все к просто схеме, то проблемы в России в сравнении с Европой вращаются вокруг отношения к такому важному правовому и философскому конструкту как "достоинство". В силу разных, в том числе исторических причин "достоинство" в России не постоянно. И там длинное описание почему. Сами разбирайтесь, не в это главное для меня сейчас, хотя поговорить об этом тоже было бы интересно. Отношение к праву так же не постоянно, или как автор статьи говорит "творческое". И вот при наличии двух не постоянных "права" и "достоинство" - возникает острая необходимость в наличии постоянной, в пику не постоянства двух первых, третьей составляющей "власть". 

Если эту конструкцию попытаться осмыслить, то получается, что власть в России как бы обречена все время предъявлять в публичность - необходимость укрепления себя самой, как спасения общества, как спасения страны. У европейцев с "правом" легче. У них право является по своей сути константой, на которую пытаются посягать, но вроде как договорились не трогать. Эта договоренность как-то зацементировалась, столетие за столетием, в связи с этим и "достоинство" стало тоже приближенной к константе (автор статьи описывает почему это так), и в связи с этим власть может кричать как угодно о своей необходимости, но население может себе позволить себе такую роскошь как нестабильность власти. 

Мы же не можем себе это позволить. Власть в России это чувствует и все время предъявляет себя как единственную стабильность, как единственную константу. Но вот тут надо понимать, что "константа" - это в математике некая составляющая, о которой договорились как о непоколебимой. Завтра могут передоговорятся, что бы удобнее было сводить реальность с математическим миром. 

Наша, российская договоренность о константе находится в не в области права, а в области власти. А "достоинство" только тогда начинает привлекать свое внимание как константа, когда власть ослабляется. Несправедливость власти (а значит ее слабость) толкает нас из области стабильности власти в область стабильности "достоинства". Самое страшное, что к "праву", как константе мы ни как не хотим относиться, ну вот это и есть наше "все". Творческое отношение к праву - это у нас в крови. 

И все наши революции и бунты - это революции не права, а достоинства, где достоинство - это когда раб перестает себя чувствовать рабом только когда получит в рабы своего бывшего хозяина. И усиление достоинства связано с ослабление власти.

Оригинал