В рамках «правительственного часа» 27 января 2016г. депутаты Государственной Думы рассмотрели деятельность Правительства России в области образования и науки. Отчет о работе представил министр соответствующего ведомства Дмитрий Ливанов. Как сейчас повелось, говорил он исключительно об успехах и достижениях, движении вперёд, решении новых задач. Конечно, некорректно было бы заявить, что министр лгал. Скорее, он просто недоговаривал. В итоге из множества полуправдивых утверждений был нарисован фантастический образ системы образования, которой у нас, к сожалению, нет.

Предлагаю рассмотреть тезисы о школьном образовании, высказанные Ливановым (они будут выделены жирным шрифтом), с некоторыми уточнениями (они будут выделены курсивом).

Большинство школ оснащено современным оборудованием.
Например, в школе около 40 кабинетов. Допустим, в последние годы получены современные кабинеты физики, химии, оборудование для кабинетов информатики, иностранного языка и некоторых других. Однако в 70% учебных аудиторий оборудование точно такое же, как было во времена родителей, а то и дедушек нынешнего поколения учащихся. Даже хуже, потому что тридцатилетние карты, наглядные пособия изрядно износились, обветшали. Такая типичная городская школа считается оснащённой современным оборудованием.

Более того. Если в сельскую школу поставлены 2-3 интерактивные доски и 2-3 проектора, то она тоже причисляется к оснащённым. Хотя в ней давным-давно закончились химические реактивы, неисправны микроскопы, растеряно и сломано оборудование для проведения лабораторных работ, станки в мастерских 70-х годов выпуска и т.д.
Самое печальное, что с окончанием проекта "Наша новая школа" централизованные поставки нового оборудования вот уже как два года прекратились, а за счёт собственных средств учебные заведения, во всяком случае, в Кировской области, могут покупать только учебники.

Главным современным оборудованием для многих учителей по-прежнему остаются мел и тряпка. Да это бы ничего. Мела нормального днём с огнём не сыщешь. Тот, что продаётся теперь, пишет только после предварительного смачивания.

Практически все школы подключены к Интернету.
Школьный интернет - форменное издевательство. Он что есть, что нет. Блокирует всё, включая официальный сайт Президента России. Его невозможно использовать ни на уроках, ни для подготовки и проведения урочных и внеурочных занятий - всю эту работу педагоги делают дома на личных компьютерах. Порою представляется, что школьные машины нужны лишь для проверок разных инстанций, которые невероятным образом умудряются открыть некие ресурсы, способные нанести вред школьникам.

Впервые за последнее десятилетие в 2014 году доля молодых учителей превысила долю учителей пенсионного возраста.
Понятие "молодой учитель" за последнее время заметно отодвинуло возрастную границу - с 25 до 35 лет. Учителя, вышедшие на пенсию по выслуге лет, в этой статистике учитываться не стали. Средний возраст учителя (53 года) особых изменений не претерпел. Время неумолимо, и наступил период, когда пенсионеры стали массово уходить. В условиях безработицы, кризиса в школу действительно пошло больше молодёжи. Вопрос лишь в том, через какой промежуток времени в среднем они увольняются? Многие через пару месяцев после начала работы. Трудно в школе-то.

Растет зарплата.
Тут достаточно привести цитату из анализа Счётной палаты, аудитор которой выступал на этом же заседании вслед за Ливановым: «За 9 месяцев 2015 года показатель по зарплате не достигнут в дошкольном на 7% и в общем образовании на 4%, при этом зарплата в основном растет за счет увеличения нагрузки работников». Оклад в 6 с небольшим тысяч рублей за ставку позволяет выйти на средние показатели только с полуторной нагрузкой по часам и массой дополнительных обязанностей (классное руководство, ГПД, сопровождение детей на школьном автобусе, заведование кабинетами, кружки и др.).

Школы переходят на новые образовательные стандарты.
Без создания должных организационных, финансовых, материальных и прочих условий весь этот переход превращается в очередную профанацию. В стандартах много, очень много красивых фраз. Как выразился научный редактор журнала "Эксперт" А.Привалов: "Если бы в Москве было хоть пятнадцать человек таких, каким рисует выпускника школы раздел госстандартов по словесности, их бы расхватали в главные редактора московских изданий в шесть секунд. Таких людей нет, в природе нет, не то, что выпускников школ". Но на фоне пышной риторики иные вложения в содержательную реформу образования выглядят ничтожными.

В Год литературы был подготовлен проект концепции преподавания русского языка и литературы в школе.
Никак не удаётся переломить ситуацию, что современные школьники в массе своей очень мало читают или вообще не читают. Большой процент детей осваивает литературу по кратким изложениям произведений или монологам учителя на уроках. Впрочем, плачевное положение литературы в школе сопоставимо с другими предметами. Ключевые проблемы содержания образования (программы, учебники, перегрузки и т.п.) и взаимоотношений участников образовательного процесса (учитель всегда виноват, он фактически не может ставить "два", он бесправен перед нарушителями дисциплины, он замучен формальными требованиями и бюрократическими процедурами) годами никем не решаются и даже озвучиваются лишь на уровне вот таких блогов.

Предстоит сверхмасштабный проект - за 10 лет ликвидировать в школах вторую и третью смену.
Это в кризис, в чрезвычайно тяжёлых условиях, когда придётся от многого отказываться. А где те люди, которые, занимая руководящие должности, с 90-х годов настойчиво закрывали и распродавали детские сады и школьные здания? Я лично не забыл, при каком давлении, в каком противостоянии власти перешагивали через мнение педагогических коллективов и родительской общественности. Чью правоту доказали годы? Почему никто не даст оценку решениям министров, губернаторов, мэров, депутатов, как правило, впоследствии награждённых почётными званиями, орденами, медалями? Поднять те документы и отобрать награды - в назидание новым руководителям, которые думают о сиюминутной выгоде, а не о перспективе.

Доля детей, занимающихся в кружках, школах искусств и спортивных школах, достигла 64% - почти как в советское время.
Кто, кроме министра, заметил рост школ искусств и спортивных школ? В действительности данный показатель увеличивается исключительно за счёт того, что в новом стандарте внеурочная деятельность стала обязательной. То есть сегодня 100% учащихся 1-5 классов указываются как дети, занимающиеся в кружках. Когда ФГОС охватит классы вплоть до 11-го показатель заметно превысит советские цифры. Только много ли в этом толку, если львиная доля этих школьных кружков проводится в переполненных школах, в тех же самых классах, где идут уроки (других помещений нет), теми же самыми учителями?

Предстоит задача приобщения детей к техническому и инженерному творчеству.
Хорошая задача, поддерживаю. В школьной программе уже более 20 лет нет астрономии и черчения, материальная база уроков технологии осталась на уровне 80-х годов 20 века. Педагогические вузы многие годы не выпускают учителей технологии - некому эти предметы в школах вести! Слабо верится, что эта задача будет реально решена за счёт кружков технического творчества, учитывая, что в центрах внешкольной работы от мужского состава остались лишь "последние из могикан".

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы все возможности для инклюзивного образования, при этом сохраняем и развиваем сеть специализированных образовательных организаций.
У нас в общеобразовательных школах, чаще всего, вовсе нет педагогов с дефектологическим образованием. Нет ставок логопедов, психологов, дефектологов. Никто, кроме чиновников, не представляет, как в классе с наполняемостью 25 человек учить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Мы с проблемой асоциального поведения подростков зачастую справиться не в состоянии, потому как школа и другие органы системы профилактики лишены каких-либо действенных рычагов воздействия на нарушителей и их семьи. А сейчас, говорят, вы обязаны учить и слепых, и глухих, и умственно отсталых. Вообще-то это вредительство, диверсия общенационального масштаба.

На федеральном уровне в ближайшее время будет задана общая организационная нормативная рамка работы по созданию общероссийского движения школьников для совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях.Это удивительно. Педагогическая общественность годами говорит об одних и тех же системных проблемах, а наверху их упорно не замечают, всякий раз они придумывают свои рецепты совершенствования нашей работы. Ощущение, что нас, работающих "на земле", воспринимают как полных идиотов, не слушают и не хотят слышать.

Объективности ради приведу мнение контрольного органа о работе Министерства образования и науки России, которое представил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Он остановился на отдельных проблемах, выявленных в ходе проверок. По его словам, «законодательно не закреплены четкие критерии доступности и качества получаемого образования», «оптимизация сводилась к ликвидации либо реорганизации объектов образования», «проведенные мероприятия должным образом не способствовали росту доступности и качества услуг». Однако после блестящего доклада Ливанова на эти слова вряд ли большинство депутатов вообще обратили внимание.

Оригинал