В рамках Рождественских чтений в Общественной Палате 27 января прошел  круглый стол «Роль священнослужителей, входящих в состав ОНК…»

Круглый стол собрал около 50 священнослужителей, в основном из числа священников Московского патриархата. Было несколько священнослужителей-протестантов. Мусульман и иудеев почему-то не было.

Антон Цветков, который вел круглый стол, предложил создать Реестр субъектов социальной реабилитации освобожденных и при  возможности провести съезд этих организаций.

Мария Каннабих рассказала об опыте различных регионов по социальной реабилитации осужденных и освобожденных, показала интересный фильм  про православную общину, которую в одном из сел Ростовской области возглавляет член ОНК отец Андрей Мнацаганов. Общиной создан  приют, православный тур клуб  и много других полезных  вещей. И все это – на свои средства – ни грантов,  ни поддержки Епархии община не получает.

Профессор В.И. Селиверстов проанализировал противоречия между статусом священника и статусом членов ОНК, те сложности, с которыми сталкивается священник, как член ОНК. Вячеслав Иванович предложил ФСИНу, ОП и ОНК разработать памятку для священнослужителей – членов ОНК о том, что может рассматриваться, как  нарушение этических правил.
Председатель Воронежской ОНК лютеранский епископ Анатолий Малахов рассказал об опыте встречи с осужденными  священнослужителей, когда представители различных конфессий вместе встречаются с осужденными различных вероисповеданий. Анатолий Евгеньевич – руководитель одного из наиболее успешных в стране реабилитационных центров для освобожденных. Очень внимательно участники мероприятия выслушали его  рассказ о посещении единоверцев в Финляндии и Германии: лютеранские священники в этих странах с трудом поверили его рассказу об общественном контроле за российскими тюрьмами и об участии в этом лютеран,

Отец Андрей Горячев рассказал о проблемах тюремного служения в Волгоградской области: в некоторых СИЗО у сужденных отнимают нательные крестики, даже не изготовленных из драгоценных металлов, под предлогом того, что из них можно изготовить заточки. Отец Андрей предложил развивать институт священнических ходатайств перед судами.

Проректор Ярославской духовной семинарии игумен Николай рассказал о том, что значительная часть преступников – это люди, которые совершили преступления под влиянием  полученной в детстве и не излеченной психологической травмы. Игумен Николай обратил внимание на необходимость введения курса тюремного служения.

Наталья Леонидовна Высоцкая (бывший адвокат, которая уже более четверти века, как мирянка,  осуществляет духовное служение в отрядах хоз. обслуги СИЗО Москвы)  рассказала, что в свое время идею введения в духовных семинариях курса тюремного служения поддержал Кирилл, тогда еще Митрополит Смоленский.     

Протоиерей Виктор Яценко (МП Украинской православной церкви) рассказал о том, что на Украине очень слаб опыт участия священников в институтах общественного контроля.

Священник Андрей Мнацаганов из Ростовской области рассказал о работе в ОНК,  реабилитации освобожденных. Он обратил внимание на отсутствие паспортов у некоторых освобожденных.

В коридоре я пообщался с отцом Евгением из Поназырево (поселок в глубинке Костромской области, где имеется ИК общего режима), который создал центр для помощи освобожденным без копейки денег силами прихожан.

Член ОНК Краснодарского края Станислав Бабин  предложил использовать опыт Бразильской УИС, где осужденному за одну прочтенную книгу сокращается срок наказания на 4 дня, всего таким образом срок может быть уменьшен на 48 дней в год.     

Я в своем выступлении поддержал создание Реестра организаций, работающих с освобожденными, предложил создать для этого рабочую группу, попросил священников активно бороться за прихожан колонийных приходов при решении вопросов УДО, предложил активнее привлекать представителей инославных конфессий, в т.ч. представителей язычества, обратил внимание на то, что именно христианские священнослужители позволяют преступникам прийти к покаянию, увидеть меры своей ответственности в тех бедах, которые они сами на себя навлекли. Я отметил, что  хотя  арестантская среда отличается показной религиозностью культуры покаяния  и осознания личной ответственности за свои деяния в этой среде нет. Священники – это мостик между человеком, сделавшим выбор в пользу зла и оказавшегося в силу этого в тюрьме, и мировой  культурой.
А.Б.








Оригинал