В Марий Эл зафиксирована резонансная «нестыковка» желаемого с действительным в сфере здравоохранения, а именно в её части обязательного медицинского страхования. У нас, оказывается, желание поддержать хорошее самочувствие детей республики может вызвать добротную кучу вопросов. И вопросов крайне непростых, с любопытными последствиями.
Как известно, в нашей великой демократической стране сейчас капиталистический строй с «человеческим лицом»… Лицом чиновника. Рыночные отношения диктуют свои условия, одними из которых являются такие необходимости, как всяческая поддержка среднего и малого бизнеса со стороны государства и приход предпринимательской инициативы в те сегменты жизни общества, где этот госаппарат слабо справляется, либо её 100% присутствие в силу несвойственности не обязательно. Функция власти «контроль и надзор», естественно, остаётся всегда святой и незыблемой.
МАРИЙСКАЯ МЕДИЦИНА
Та самая любимая и необходимая. Её часто ругают, выражают недовольство качеством предоставляемых услуг, но в случае чего, быстро набирают «скорую» или бегут в соседнюю «больничку». Однако сравнение и конкуренция дают каждому в отдельности свободу выбора к кому конкретно обращаться, чтобы последить за состоянием своего здоровья, поддержать его. Особенно это касается наших чад.
В Марий Эл система здравоохранения затеяла широкую экспансию: на селе открываются хорошо оснащённые современные ФАПы, в Йошкар-Оле – некоторые хирургические вмешательства стали проводиться в суперукомплектованных по мировым стандартам операционных, в одном из вузов открыт медицинский факультет.
Совсем недавно с одной из профильных частных организаций Йошкар-Олы – детским медицинским центром – произошёл весьма неприятный «казус». Она, имея различные соответствующие лицензии, решилась зарегистрироваться в системе обязательного медстрахования, кратко – ОМС, в направлении педиатрии. Всё бы ничего, да только обозначенное благое действие по опеке за детьми для её начинателей впоследствии умудрилось обернуться серьёзными финансовыми потерями. Здесь уже с самого начала выявляется странность: каким образом негосударственная медицинская «контора», прошедшая требуемые проверки, может терпеть убытки, если, действуя в системе ОМС, она работает абсолютно точно так же, как обычная городская поликлиника? То есть почему, имея равные возможности, медцентр и госамбулатория приходят к различным результатам? Рядовым же гражданам, признаться, на происходящее глубоко «до лампочки», их интересуют иные более приземленные вещи: что будет с ними? Хотя есть и те, кто ставит во главу угла прозрачность больничных затрат и их эффективность.
СУТЬ СЕЙ ПРОБЛЕМЫ
Стоит напомнить принципиальный аспект: за каждый «законченный случай» обращения пациента к медикам последние от страховых компаний получают выплату. Причём данные законченные случаи не учитывают количество приёмов врачом одного и того же гражданина, ведь болячки, к сожалению, за один приход к «белому халату» сразу не излечиваются. И ещё один примечательный фактор: сколько указанных приёмов перепадает частным и государственным поликлиникам по тем или иным направлениям определяет специальная Комиссия при республиканском Министерстве здравоохранения по распределению лимитов в ОМС, состоящая из представителей территориального фонда ОМС, самого регионального минздрава и «страховщиков». Среди компаний, занимающихся медстрахованием в Марий Эл, числятся две – филиалы «СОГАЗ-Мед» и «РОСНО-МС». Играют они по правилам, чётко по закону и никаких конфликтов, вдруг кто так подумал, между министерством и предпринимателями нет. «Просто»? реализация федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» с учётом упомянутого распределения лимитов сыграло злую шутку со всеми сторонами «завязанного клубка». За разъяснениями, что именно произошло, мы обратились к гендиректору выше отмеченного детского медцентра.
Президент России Владимир Путин: «Необходимо приложить все усилия, чтобы в сфере малого и среднего бизнеса сохранилась стабильность, чтобы временные ограничения и экономические, и бюджетные не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей».
– Опыт работы у нас существенный, – начал предприниматель Игорь Сапиев. – На первых порах со всем справлялись, всё устраивало. Далее мы заметили одну тенденцию: направляющихся к нам горожан за услугами по ОМС становилось всё больше. То и понятно, зарплаты у нас выплачиваются вовремя, трудятся 6 педиатров - «постоянщиков», вообще кадровый состав состоит из профессионалов, есть сервис, приём происходит с 8 утра до 8 вечера, в том числе в субботу и воскресение, и в праздничные дни, даже бахилы с масками бесплатные. Страховые компании нами были очень довольны, а теперь с ними мы вынуждены судиться. «Соль» нестыковки заключается в следующем: в один прекрасный момент обратившихся пациентов стало сверх нормы. С одной стороны, надо радоваться – нас, значит, оценили, нас выбирают, нам доверяют. С другой стороны, мы стали, своего рода, местными «спонсорами ОМС». За превышение количественного порога предоставленных услуг ОМС «страховщики» ничего не оплачивают, ссылаясь на выделенные лимиты спецкомиссией, мол, есть рамки и точка. При этом по законодательству мы не имеем права отказывать горожанам, обратившимся по ОМС, иначе нашей организации грозит штраф размером около 8,5 тысяч рублей. Сложилась патовая ситуация. Теперь мы имеем убыток в несколько миллионов рублей, но упорно продолжаем работать дальше.
ТОЛЬКО КОНСТРУКТИВ!
После услышанного остаётся горько поиронизировать: «хотели как лучше, получилось как всегда». По какому бы пути в описанной истории не пошёл бизнес, всюду тупик. Приключения в этом году у них не прекращаются – на 2016 год обсуждаемому детскому медцентру дали квоту в 6 000 законченных случаев, городским поликлиникам – 110 000. По какому принципу их «расфасовывают» понятно слабо. Неужели пропорционально по наличию постоянно работающих врачей? Маловероятно. Скорее всего нормативы в первую очередь учитывают «план-график» сколько им «должно» обратиться жителей Йошкар-Олы, не беря во внимание развитие частного сектора. Тогда «медграфик» напоминает план полицейских: совершены ли преступления или нет, задачи по объёмам раскрываемости нужно решать и выполнять с правильными отчётами «наверх»… Доступности и внятности логики распределения количества законченных случаев, наверное, всё-таки явно не хватает.
Сейчас же в Арбитражном суде РМЭ сторона одной из страховых компаний утверждает, что их технические оппоненты пошли на «предпринимательский риск». Сам Игорь Сапиев выдвигает альтернативную точку зрения, по его словам, отстаивание финансовых интересов совсем не является целью, так как «необходимо преодолеть коллизию, никакого шума и гама, только конструктив, обоюдный прагматизм и общая выработка предложений по исправлению возникшей ситуации. Не надо рассматривать наш частный случай. Думаю, возникла системная недоработка. Её то и нужно исправлять». В планах управленца числиться в ближайшей перспективе попытка организации круглого стола по данной тематике с привлечением независимых специалистов, общественников, сотрудников госаппарата, политиков, лидеров профсоюзов, коммерсантов, юристов-правоведов, народных избранников и прочих. Насколько сложно будет выстроить между ними многогранный диалог и тем самый предупредить дальнейшее усугубление обстановки, нам подсказал специалист по конъюнктурной настройке обратной связи общества и администрации.
ФАС сообщает о начале подготовки тщательной проверки Фонда обязательного медицинского страхования в 2016 году на соблюдение закона о конкуренции. Глубокий мониторинг будет проводиться как на общероссийском, так и региональном уровне.
– По данной ситуации никаких обращений в те гражданские институты, где я состою, не поступало, – сообщает член Общественной палаты РМЭ и Президиума Общественного совета при МВД по РМЭ Валентин Севастьянов. – Для меня эта история не очень прозрачна в связи с тем, что не было представлено официальных ответов от всех организаций – участников событий. Пока только озвучена позиция одного из предпринимателей. Могу порекомендовать начать с обращения в Министерство здравоохранения Марий Эл с просьбой разъяснить обстоятельства положения дел. Да, безусловно, они требуют изучения, особенно в нормативно-правовом поле, а также анализа проявления схожих ситуаций в других регионах, но только после понимания официальных позиций всех участников.
С ШИРОКИМ ОХВАТОМ
Правильно, как стало известно, сейчас происходит поиск предпринимателей из соседних регионов, ощутивших на себе аналогичные «ОМС-ные скрежеты» для их приглашения на предстоящий круглый стол. В судах мелькали негативные и позитивные прецеденты, их надобно изучить. Значит, вскоре некоторые медицинско-экономические и государственно-предпринимательские проблемы Поволжья будут обсуждать в Йошкар-Оле на открытой площадке. Полезно ли проведение подобных независимых платформ по обмену мнениями и есть ли от них практический толк, мы решили выяснить у независимого эксперта в сфере межсекторного взаимодействия.
Вот уже несколько лет одной из самых острых проблем республиканской системы здравоохранения по-прежнему является нехватка кадров: высококвалифицированных врачей, среднего и младшего медперсонала. В частных беседах последователи Гиппократа часто жалуются на свою маленькую заработанную плату.
– Если органы власти действительно намерены выстраивать конструктивное взаимодействие с неафиилированным бизнес-сообществом, – задал тон директор Центра стратегического планирования РМЭ Виктор Викторов, – то процедуры принятия решений должны быть максимально прозрачными. Только понятные механизмы и вменяемые правила позволят привлечь инвестиции и обеспечить эффективное решение «предпринимательским клубом» социально-ориентируемых задач. Чем больше такие решения зависят от субъективной позиции чиновников, тем менее привлекательно такое сотрудничество для инициативного и креативного бизнеса. Вкладывать деньги, средства, труд и время в «мутную воду» - это слишком высокий риск. Столкнувшись с его негативными последствиями, предприниматель просто разочаруется в своём намерении вообще связываться с органами власти. Опытные инвесторы всегда оценивают первым делом именно качество правового регулирования. Власть должна искренне стремиться к плодотворному и недвусмысленному сотрудничеству с бизнесом. Тогда и качество социально-значимых услуг будет расти. Прежде всего, это касается сферы здравоохранения, дошкольного образования, перевозок, благоустройства дворов. Не менее важна роль такого взаимодействия при оказании соцуслуг пенсионерам, детям, сиротам, инвалидам. В приоритетах госслужащего, искренне ратующего за свою страну, обязано быть стремление «подтянуть» независимых инвесторов, способных организовать работу на высоком уровне. Вариант, когда вместо частного сектора определенный кусок рынка передается аффилированным бизнес-структурам, не является приемлемым. Как показывает практика, качество услуг от этого не выигрывает. К сожалению, в «мутных водах», где принятие решения зависит от благосклонности той или иной группы чиновников, чаще всего происходит именно так. Для решения таких проблем необходима консолидация усилий СМИ, гражданских активистов, надзорных и правоохранительных органов. Параллельно следует формировать в обществе отношение нетерпимости к любым попыткам выстроить отношения «власть-бизнес» на частных договоренностях. Повторюсь, предприниматели должны чётко понимать, по каким правилам и под какие гарантии они входят в рынок. Также какие риски имеют место быть, какова рентабельность, как будет контролироваться и оцениваться качество его услуг. И это прямая функция органов власти - организовать эту оперативную и результативную работу в интересах народов своей страны.
Насколько мы умеем договариваться и совместно находить пути решения, как говорится, покажет время. Мы, в свою очередь, будем надеяться на лучшее.
Константин СТРОКИН
Источник еженедельник "Ваш Новый День" - www.vnd12.ru