Большой общественный резонанс вызвала ситуация в Нижнем Новгороде, где бригада "Скорой помощи" отказалась госпитализировать 92-летнюю женщину, инвалида Великой Отечественной войны, по той причине, что её некому было донести до машины. Вызвавшая "Скорую" дочь больной - тоже совсем немолодая женщина (судя по всему, ей около 70 лет) - пыталась найти помощников среди соседей в подъезде, но безуспешно. Врачи, две женщины, одна из которых беременная, подождали четверть часа и уехали. Как говорится, "русские своих не бросают". Случай только на первый взгляд кажется жутким и нетипичным. Зайдя в "Одноклассники", я сразу наткнулся на несколько подобный историй. Например, двое врачей-мужчин оставили пожилого человека, у которого случился инсульт, так как его родственник не смог в два часа ночи найти носильщиков.Где-то сотрудники бригад помогают за деньги. 

В обсуждении нижегородского случая комментаторы разделились на два противоположных лагеря. Одни клеймят бездушных врачей, другие нелицеприятно высказываются о дочери старушки, не сумевшей организовать доставку матери до автомобиля. Те и другие считают, что нужно было вызывать МЧС и полицию. Может быть. Правда, я сомневаюсь, что после состоявшихся сокращений в этих ведомствах хватит сотрудников, чтобы эвакуировать всех больных с верхних этажей. В общем, удивительная ситуация, в которой захотелось разобраться - почему же раньше такой проблемы не возникало? 

В должностные обязанности врачей эвакуация пациентов действительно не входит. Руководитель нижегородской станции скорой медицинской помощи Евгения Захарова утверждает, что её подчинённые совершенно не нарушили закон и открыто их защищает: "Зачастую у нас работают женщины. По трудовому законодательству более трёх килограммов они поднимать не имеют права. Поэтому регламентом ОМС территориального фонда Минздрава это не предусмотрено. Организационные вопросы должны выполнить родственники...". Разумно, что врачи-женщины, да ещё беременные, не должны заниматься транспортировкой пациентов. В ином случае, если они спустят с 15-го этажа 80-килограммового лежачего больного, смогут ли они потом сделать ему хотя бы укол? Или в требованиях к сотрудникам "Скорой" нужно в обязательном порядке включать нормативы, по крайней мере, кандидатов в мастера спорта по тяжёлой атлетике? А вот насчёт родственников... Разве у нас мало одиноких людей или семей, где родственники (дети, престарелые, инвалиды) не в силах решить "организационные вопросы"? 

Так как же возникла эта коллизия? Оказывается, раньше, ещё с малоэффективных советских времён, бригады скорой помощи предусматривали в штате фельдшера-водителя, который был обязан обеспечивать транспортировку пациента на носилках или щите, щадящую транспортировку с одновременным проведением интенсивной терапии и госпитализацию больного (пострадавшего), и санитара, который был обязан выполнять вместе с фельдшером переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывать помощь врачу и фельдшеру при выполнении ими диагностических и лечебных манипуляций, переносить медицинскую аппаратуру. Эти позиции обозначены в том числе в приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". 

Однако реформаторам медицины данная модель представилась неэффективной, и они её оптимизировали. С 1 января 2014 года, согласно приказу Минздрава РФ "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (№ 388н от 20.06.2013) санитары были сокращены. Сегодня, когда необходимо перенести пациента на носилках до санитарного автомобиля, сотрудники бригады «скорой» должны обратиться с просьбой оказать содействие к родственникам или к другим окружающим. Водитель "Скорой" по установленным теперь правилам не имеет права покидать автомобиль, начинённый дорогостоящей аппаратурой. Вот таким образом эффективность была резко повышена, а авторы нововведения, скорее всего, были отмечены премиями и почётными грамотами. В российской медицине дела обстоят точно так же, как везде. 

Подозревать, что оптимизаторы при внедрении сих изменений сколько-то думали о людях, оснований нет. Думать о людях, а не об экономии, в коридорах власти сейчас моветон. По всей видимости, надо ждать, когда у "Скорой" отберут сами машины, чтобы не подвергать риску дорогостоящую аппаратуру, ведь у родственников и окружающих могут быть личные автомобили, а у кого нет, смогут тогда воспользоваться такси.

Оригинал