Одним из механизмов консервативного поворота в ФРГ, социальная и культурная основа которого становится все заметнее, является "конфликт цивилизаций", понимание которого с уровня рассуждения философов и политиков на высоком уровне абстракций, сдвигается на уровень структур повседневной жизни.

Граница между "Мы" и "Они" все отчетливее замечается и обсуждается как проблема отношений людей, которые встречаются на улице, живут в соседних домах, ходят в одни магазины.

Иначе говоря, "конфликт цивилизаций" все чаще обсуждается на "молекулярном" уровне межличностных отношений, перегруженных религией и культурными стереотипами. Толчком для этого сдвига стал резкий рост числа восточных мигрантов в ФРГ в последние годы.

Прежде миграция шла медленно, опиралась на подготовленную инфраструктуру, была функциональна (ехали нужные рабочие) и приезжие постепенно интегрировались в немецкую жизнь, хотя и не без проблем. Кроме того, ехали турки, во многом культурно преобразованные еще дома глубокими реформами Ататюрка. Теперь же масштабы иммиграции резко выросли, и это уже в основном арабская иммиграция, что несколько меняет дело.

Корреспондент журнала "Огонек" (18.01.2016) в ФРГ Виктор Агаев приводит некоторые детали сдвигов на уровне повседневности, отталкиваясь в своем анализе от событий в Кельне в новогоднюю ночь.

Оригинал