Украина - это не Россия, поэтому ее герои должны быть в России антигероями.
Никто лучше не подходит для этой роли, чем Степан Бандера. Соответствующая политика памяти предполагает систему "напоминалок" об этом. Одним из наиболее ярких и убедительных напоминаний о Бандере как пограничном столбе между исторической мифологией Украины и России являются ежегодные факельные шествия первого января - в день рождения Степана Бандеры. Это "напоминалка", широко продаваемая в СМИ.
Марши не просто красочны, но и эпатажны прямыми символическими перекличками с нацистской Германией: сама форма факельного шествия не во Львове родилась, а скандируемые слоганы типа "Украина превыше всего", легко вызывают ассоциации с немецким первоисточником.
Все это обеспечивает внимание СМИ и широкой публики, благодаря чему заурядное шествие с парой сотней участников автоматически превращается в медийное событие международного масштаба.
В результате политически маргинальные группы (об этом говорят все выборы) приобретают сильный бренд, узнаваемый далеко за пределами Украины. Масса людей в России, которые не знают ни одной отечественной партии, могут без подсказки назвать "Правый сектор" (запрещенная в Российской Федерации организация).
В результате возникает парадоксальный союз, с одной стороны, федеральные каналы российского ТВ раскручивают украинских радикалов, показывая их как едва ли не решающую силу современной Украины, а с другой эти радикалы, организующие красочные акции, поставляют этому же телевидению убедительные доказательства того, что на Украине правят бал бандеровцы как наследники нацистов.
1 января 2016 г. вместе с женой посетил факельное шествие в Одессе.
В 18 час. у памятника Шевченок собралось человек 200-300 (вместе с журналистами и зеваками) под флагами "Правого сектора" и "Свободы", хотя, как сообщали местные СМИ, участвовали и другие "патриотические организации", но, видимо, флаги есть не у всех.
Большинство общалось по-русски.
Сначала были были долгие сборы, затем зажгли факелы и пошли через весь центр к памятнику герцогу Ришелье. В колонне были в основныом молодые парни, хотя мелькали и девушки, и пенсионерки, и пожилые мужчины. Шли под ритмичный бой барабана, что должно было нагнать страх на врагов. Ведущие через мегафоны выкрикивали устрашающие слоганы по-украински, которые подхватывались колонной. В них славился Бандера, а заодно и Шухевич, как основные герои Украины. Слоган "Украина превыше всего" отсылал аудиторию к хорошо известному немецкому прошлому. Большинство слоганов состояло из мата, что, видимо, должно было придать им особую убедительность. Слоганы, декларирующие, что Украина и Одесса - для украинцев. Более убедительной агитации в пользу сепаратизма просто не придумать. Не финансирует ли Донецк такие марши?
Попутно звучал слоган "Революция! Революция!" Явный намек на то, что герои Евромайдана не удовлетворены перераспределением власти в кругу олигархов и старых политиков. У них на повестке дня новая цель - национальная революция.
При выходе на Приморский бульвар факелы стали гаснуть, и их активно запихивали в урны. У памятника дюку Ришелье патриотов было в районе сотни. Местные руководители патриотических организаций выступали с грозными речами, адресатами которых были то путинская Россия, то продажные киевские политики.