У Мераба Мамардашвили есть замечательное словосочетание "экологические ниши". 

Фото М.Мамардашвили взял здесь

Это не имеет отношения к природе и к экологии как таковой, это такие места, где мыслящий человек мог бы спрятаться от социальных потрясений, от социального давления, заказа, от социальный утверждений. 

Так вот разглядывая разных философов, их биографии и их тексты, понимаешь, что самые сильные из них рождались именно в тяжелом социальном давлении, на моменты социальных изломов, когда человек оказывался под колесами общества, общество всем своим безумием обрушивалось на мыслителя. И ни как философия не возникала в тихих омутах, там нет условия для настоящей философии, там нет той оголенности слуха для восприятия щемящего звука эпохи, там нет той оголенности нервов для восприятия боли, жуткой боли эпохи.

Тишина для философии - опасная, но тут же я поправляю себя, потому что Мамардашвили считал, что философия - это остановка. Вот тот-то и оно. Дело в том, что опять же разглядывая биографии философов понимаешь, что эпоха ломала их, а потом волею случая они попадали на небольшое время в некий реально тихий уголок, где случался момент осмысления и даже лучше сказать интеллектуального проникновения. Вот та самая "экологическая ниша", которая рождала самое главное, сопереживание, которое потом предъявлялось людям в виде философских текстов. И даже не важно, что этих текстов сам философ никогда не видел. Для интеллектуального переживания не важно интерактивное присутствие.

Т.е. если вы хотите хоть как-то соприкоснуться с философией, то увы, увы, увы - чтива мало, образования мало, надо "пожить" и где-то затихнуть, при этом "пожить" будет кругом бушевать.

Оригинал