Днём 19 января 2009 года сидел в офисе, мне Олег Хабибрахманов написал в аську - знал Маркелова? Я ему - в смысле "знал?". Он - убили только что в Москве.

Мы к тому времени уже давно работали, в том числе по защите активистов, на самих нападали, офис громили, уголовные дела возбуждали. Но четко помню, что возникло ощущение мины, разорвавшейся в двух шагах. Адвокат по правозащитным делам, ровесник большинству в нашей команде, хороший знакомый, публичная фигура. Его убийство сразу резко повысило уровень угрозы для всех юристов, работающих в правозащитной сфере.

Пересекались мы с ним несколько раз по делам - он, например, подхватил от наших юристов (неудобно было в Башкирию ездить) громкое дело о зачистке ОМОНом города Благовещенск после драки между местными коммерсантами с полицейскими. Больше 350 избитых потерпевших - первое в современной России подобное дело - в суде над полицейскими представлял он. Сидели с ним, обсуждали тактику, оплату работы, спорили по квалификации.
В Независимом пресс-центре, откуда Стас с Бабуровой шли к метро по Пречистенке, когда его убили, буквально за неделю до этого мы тоже проводили какое-то мероприятие.

После убийства постарались подхватить тему с правовой защитой антифашистов, которую он вел. Отсюда работа Дмитрий Динзе в деле "Химкинских заложников" Alex Gaskarov (оправдан) и Maksim Solopov, обе уголовки Алексея Сутуга (освобожден из СИЗО на следствии и условно осужден по первому делу) и многие другие дела антифашистов в Москве, Ижевске, Казани, Чите, Петербурге, Нижнем Новгороде (дело Антифа-РАШ), Владимире. Всех и не упомнишь.
Svetlana Sidorkina подругой и своим адвокатом стала для антифы. Поэтому у нее в подзащитных и Алексей Сутуга, и Александр Кольченко, и Дмитрий Бученков, и Алексей Гаскаров по своему второму делу.

Рамиль Ахметгалиев на следствии по делу об убийстве представлял интересы потерпевших - родителей Насти Бабуровой. Нам было важно понять, насколько убедительны собранные доказательства, поскольку основных версий было несколько. Долго его следователь Краснов не допускал до материалов, после чего он как-то пришел и сказал - там 100% они. Они это Никита Тихонов, позже получивший пожизненное, и Евгения Хасис, осужденная на 18 лет лишения свободы. Более того, Краснов сказал, что в ходе расследования они установили неонацистскую группировку в Москве общей численностью до 60 человек, причастных к десяткам убийств, и что постепенно будут всех в суды направлять.

Основное дело - Дело БОРН - слушалось в Мособлсуде в прошлом году. Подсудимые обвинялись среди прочего в убийствах антифашистов Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского и Федора Филатова. Родителей первых двух представлял на следствии и в суде Ильнур Шарапов. Присяжные признали всех, кроме одного, виновными. Двое получили пожизненное. Позже ПЛС получил и лидер группы - Илья Горячев. Оправданный Тихомирнов ранее был осужден по другому делу, поэтому тоже не на свободе.

Стас, покойся с миром, мы тут пытаемся хоть как-то соответствовать и держать знамя.

Оригинал