В минувшую пятницу впервые довелось пообщаться вживую с новым мэром Архангельска (я уж по старинке). Нас человек 15 (вместе с операторами), и он при поддержке Ковалёва и Гудим-Лековича (надеюсь, не надо объяснять, кто такие). Я впервые на подобной тусовке. Она мне понравилась больше стандартной пресс-конференци и. Не только тем, что сидели за чайным столом в обстановке близкой к неформальной. Внутренняя атмосфера – глава города встречается с главами СМИ, многие из которых старше его по возрасту. Равные с равным… ну почти.
Время было ограничено, о чём были предупреждены заранее. Но без регламента и «отключения микрофонов» - сами держали в голове. Я выдал сразу два (уж больно редко мне удаётся дойти до таких мероприятий).
Мой первый вопрос носил глобальный характер. Эту тему я тереблю минимум два раза в год, начиная с выборов Донского. Касается она экономического будущего Архангельска, к которому цепляется много чего, в том числе, и демография. Ведь современный мир давно существует по принципу – «живём там, где сегодня лучшие предложения по работе». Особенно это характерно для молодых европейцев и американцев, поэтому они и не спешат обзаводиться собственным жильём, предпочитая аренду. Если же взглянуть на демографическую статистику областной столицы с точки зрения «приехал-выехал» , то становится понятно – Архангельск что-то типа перевалочной базы. То есть, отсюда в мегаполисы уезжают лучшие и образованные, а их места занимают жители глубинки, чтобы испытать себя и тоже подготовиться к старту в большой мир. Соответственно, чтобы сюда приезжали и оставались, нужна, прежде всего, хорошая работа с достойной зарплатой (история с доходными муниципальными домами вроде как сдвинулась с мёртвой точки, о чём я написал в первом материале о встрече). Для этого нужны инвестиции в наукоёмкие производства, выпускающие товары с расчётом на самый широкий рынок сбыта. А то наш губернатор на последней встрече с журналистами опять стал говорить про «Белкомур», порт, лесозаводы и ВПК… короче, опять доска, треска и тоска (последняя с привкусом плутония). Причём в списке возможных инвестиций Архангельск стоял отнюдь не на первом месте. Как, Игорь Викторович, думаете двигаться в этом направлении?
Вот какой длинный вопрос я задал… правда, в разговорном варианте сократил его раза в два. И тут меня обломали, точнее, остудили. Дело в том, что прибыль от любого производства сожрёт высокая транспортная составляющая плюс наша дорогущая архангельская энергетика. Впрочем, мэр добавил, что плохо представляет себе Мерседес made in Arhangelsk (это в ответ на приведённый мною пример Калуги). Я попытался представить себе такого Мерина… тоже плохо получилось.
Тогда куда двигаться? Годзиш говорил об арктических проектах, для чего изначально и планировался Северный Арктический Федеральный Университет, о положительном опыте инжиниринга в Татарстане. Последнее встретило открытый скепсис у главредов, мол, ещё одно модное слово и не более. Я воздержусь, меня самого в начале 90-х раздражали разговоры про лизинги-факторин ги, когда вопрос касался одного – достать видеокассеты, подороже продать, а деньги пропить
Впрочем, в момент такого экономического кризиса вообще сложно строить глобальные планы, ведь основные деньги на инвестиции поступали от торговли нефтью и газом.
Второй мой вопрос касался наболевшего. Спросил я присутствующих - часто ли вы, господа, встречаете на улице инвалидов-колясо чников, пусть даже летом? В ответ молчание. Да вы просто не обращаете на это внимание. И я не обращал, пока сам не сел в коляску. Так вот, гуляя по центру города, вы встретите одного-двух инвалидов от силы и то не всегда, как будто наш Архангельск – город исключительно здоровых людей. И дело не только в отвратительном состоянии тротуаров, это известно. Нам, инвалидам, неприятно выезжать на улицу, потому что прохожие головы сворачивают в нашу сторону, как на чудо-андроидов. Вот в Москве, как мне пишут, в спальных районах колясочники, особенно те, что с электромоторчико м, чуть ли не гонки устраивают. Всё потому, что могут самостоятельно выехать из дома. Где-то с середины 70-х все новые дома столицы планировались с грузовыми лифтами, пандусы пристроили чуть позднее. А у нас… про пятиэтажки я не говорю, советская власть прятала инвалидов куда подальше, желательно на пятый этаж без лифта. Но кто придумал издевательство в виде 93-й серии с межэтажными остановками лифта, проект до сих пор в действии?!
Опять длинно получилось. Да, я использовал свои личные проблемы в общении с главой города. С другой стороны, о чём мне ещё с ним было говорить по своему профилю? О строительстве филиала «Мосфильма» за ж/д вокзалом?
Ответ по поводу 93-й серии был для меня неожиданным. Потому и строят, что Москва от него отказалась. Типа Архангельск – полигон для неудавшихся архитектурных экспериментов, как когда-то Ташкент после землетрясения. Но дальше разговор перешёл в конструктивную плоскость – как приучить народонаселение к тому, что рядом живут инвалиды (не знаю, кому как, но лично мне легче преодолеть любую техническую преграду, чем вынести чей-то бесстыжий назойливый взгляд). Понятно, что начинать нужно с детства, для того и создана программа инклюзивного образования. С домами, увы, придётся подождать (только чего?). Вспомнили о пандусах в сфере услуг. Я, например, об отремонтированно й Добролюбовке (библиотеке), в которой забыли про инвалидов (вот уж кто первые книгочеи), но губернатор похвалил, не обратив внимание на такую «мелочь». Я же говорю – пока сам не сядешь… но никому не желаю.
Кто-то из коллег предложил штрафовать хозяев заведений, что не заботятся о свободном доступе. Оказалось, что те времена прошли… сейчас только по решению суда, которого можно ожидать годами. Подана идея увеличивать несговорчивым арендную плату как раз на стоимость пандуса. Принято к сведению… вот только пройдёт ли юридическую экспертизу.
Кстати, насчёт штрафовать. Очаровательная сотрудница Архангельского городского телевидения предложила меньше карать, но больше награждать. Не обязательно деньгами, можно возродить доски «Лучшие люди района и города». Недорого и приятно… кому? Например, автор всю жизнь предпочитал брать деньгами, как бы предчувствуя реставрацию капитализма. Или это я один такой меркантильный?..
А теперь об Игоре Годзише, мэре и человеке. Лично мне он понравился больше всех предыдущих (знал четырёх, начиная с Балакшина). Открытый, доброжелательный , умеет слушать и доказывать, но не подстраиваться. Не лицемерничает и не заигрывает – «если будете наезжать не по делу, буду огрызаться». Во взгляде нет подозрительности и ожидания подвоха. Надеюсь, нет и обидчивости (вообще гибель для публичного человека). Пока не стану говорить о популяции чиновников-управ ленцев нового типа, подожду результатов.
Да, я в курсе, что разговаривать – это одно, а управлять убитым городом совсем другое. Вот о Михальчуке тоже отзывались – «какой интересный собеседник, совсем незаносчивый, прост как Ленин». А на поверку оказалось… сами знаете.