В Интернете опубликована информация о задержании и.о. заместителя директора ФСИН России Александра Витальевича Протопопова.
В Протопоповым я впервые познакомился лет 8 назад, когда он возглавлял УФСИН России по Архангельской области. Помню, как сильно я удивился тому, что и представители архангельской общественности, и заключенные, и сотрудники с большим уважением отзывались об этом человеке.
В 2010 году Протопопов возглавил один из самых сложных тюремных главков – ГУФСИН по Республике Коми, в котором отбывало наказание.
И здесь тоже происходят позитивные изменения - ремонтируются общежития для осужденных, растерт оплата труда осужденных, снижается смертностью.
Отправляются на пенсию начальники колоний, которые за год даже не каждый месяц переступают порог учреждения (впервые о таких учреждениях я узнал от коллег из ОНК Коми; они рассказывали, что в некоторых лечебных исправительных учреждениях осужденные предоставлены сами себе: можно пол часа бродит по территории и не встретить ни одного сотрудника). На работу в ГУФСИН приходит молодежь. Заслуга Протопопова, отмечали правозащитники из Республики Коми, - состояла в повсеместном внедрении в Республике видеорегистраторов. Другое ноу-хау Протопопова - талонная система, когда заключенный, подав жалобу, получал талон, и мог отследить судьбу своей жалобы.
Протопопов в селах, где располагались ИК, запустил сеть социальных магазинов «Краюшка», в которых продавались не только товары по ценам ниже рыночных, но и продукция сувенирных цехов колоний.
Протопопов шел на самые смелые эксперименты. На Фанерный комбинат пгт Жешарт Усть-Вымского района он устроил 200 заключенных. Работники комбината первоначально без особой радости восприняли новых коллег. Однако эксперимент удался: и осужденные, и комбинат стали получать реальные деньги.
Протопопов предложил заменить колонии-поселения учреждениями открытого типа, осужденные из которых смогут работать на предприятиях районов Республики.
По инициативе Протопопова Госсовет Коми внес в Гос. Думу законопроект о квотах на трудоустройство бывших осужденных.
При этом УФСИН Республики не держалось за численность заключенных любой ценой и предпочитало : за 5 лет численность заключенных в Коми снизилась с 16 до 11 тыс. человек.
Последний раз я встретился с А.В. Протоповым в Гос. Думе, где вместе с ним правозащитниками он работал над законом о применении оружия, спецсредств и физической силы в учреждениях УИС, превращая его из «закона садистов» (именно такое название получил этот законопроект) в закон о то, как можно защитить заключенных и пенитенциарных сотрудников от избыточного применения насилия.
При Протопопове в колониях стали проводиться дни открытых дверей: тысячи родственников заключенных получили возможность видеть жизнь колоний изнутри.
Мне казалось, что репутация умного, честного и порядочного человека, защищает Протопопова от оговора и зависти. Увы, чя ошибся.
И вот сегодня ночью, собираясь с работы домой, я узнаю, что, оказывается Александр Витальевич, оказался не так прост: вместе с фирмой по названием ООО «Эстет», несколько лет поставлявшей продукты в колонии Коми, Протопопов решил (ради Бога, не падайте со стула и не умирайте от смеха!) похитить 7 тысяч железобетонных плит, из которых состояло 50 км. дороги от поселка Вожский, стоимостью 6 млн. руб.
Такой поселок действительно существует . В нем расположена исправительная колония № 35 и колония-поселения № 34 объединения исправительных колоний № 1. Как я понимаю, колония – поселение является лесным учреждениям, большегрузные фуры с лесом едут по этой дороге на «Большую землю». Что – то мне подсказывает, что от проезда многотонного транспорта качество покрытия дороги отнюдь не улучшается.
Наверное эти 7 тысяч плит можно снять и куда – то деть (сбросить в карьер, распилить на сувениры, подарить начальнику местного СК?), но их совершенно точно нельзя продать: плиты потрескались, из края разрушились, а на даче или на спортплощадке их не положишь, нужно место для другой дороги.
К тому же стоимость демонтажа и перевозки 7 тыс. плит, в условиях северного бездорожья, как мне кажется, стоит отнюдь не 6 млн. руб. А намного дороже.
Если уж на то пошло, СК России следует проверить А.В. Протопова и по другим направлениям. Уж не отковыривал ли он кухонную плитку со стен столовых, продавая ее финнам? Не сбывал колючую проволоку частным детским садам города Сыктывкара? Не перекачивал ли фекалии из колоний Республики в страны НАТО, раскрывая тем самым секретные процессы в желудках осужденных? Не торговал ли шлаком из колонийных котельных, продавая их китайцам.
Товарищ следователь и добрый друг из органов ФСБ, пока Вас не забрал психиатр, обязательно проверьте, а не повинен ли генерал Протопопов еще и в описанных выше злодеяниях!
Когда Протопопов уходил из Коми в Москву мой друг правозащитник Игорь Сажин сказал об Александре Витальевич так: «Очень жаль, что он уезжает. Человек не боялся общественности, общался со всеми. Чувствовал свою силу и уверенность. Он реально болел за службу, а не решал свои частные проблемы, как это делают многие.»
Пишу эти строки, а Александр Васильевич Протоповов, генерал-лейтенант, бить похожим на которого мечтали сотни и сотни честных и порядочных сотрудников УИС, сейчас ждет ареста.
А. Бабушкин