1. Будут ли существенные победы в борьбе с терроризмом на мировом уровне?
Смотря что понимать под существенными победами. Если иметь ввиду ликвидацию известных террористов, даже террористических сетей в отдельных государствах, предотвращение крупных терактов, то вполне возможно. А как насчёт ликвидации реальных причин исламского терроризма? Что есть эти реальные причины? Здесь есть две точки зрения. Одни видят причину в огромном социальном неравенстве между странами, другие — в столь же огромных культурных различиях между ними. Кто бы ни был прав, нет никаких оснований считать, что за год всё как-то изменится.
2. Кто будет врагом № 1 для России в наступившем году, не считая США, конечно?
Главным врагом России является и ещё долго будет являться отсутствие представления у её граждан, что у них общая судьба, что они ответственны друг за друга, а не только каждый сам за себя. Все войны и экономические кризисы ничтожны по сравнению с этой культурной трагедией.
3. До какого минимума может упасть цена на нефть и до какого максимума может вырасти доллар?
Я много лет читал прогнозистов, принадлежащих к самым разным экономическим школам, отчаянно и казалось бы аргументировано критикующих друг друга. В этих вопросах в лужу регулярно садились ВСЕ. Куда уж тут мне, человеку без экономического образования? Понятно только, что в современных российских условиях эти величины обратно пропорциональны, если огрубляя. Но, задавая этот вопрос, нас в первую очередь волнует, как цена на нефть и курс доллара окажут влияние на благосостояние граждан России, не так ли? Здесь, исходя из исторического опыта путинизма, всё более или менее понятно. Если нефть будет расти, а доллар падать, повторится схема последних докризисных лет. Если доллар продолжит расти, а нефть падать, будет воспроизводиться сценарий 2008-2009 годов — уровень жизни падает, безработица растёт, но зарплаты госслужащим и бюджетником всех сортов (а это - абсолютное большинство работающего населения России) платятся вовремя и, возможно, даже индексируются — Стабфонд это позволяет в 2016 году при любом сценарии. Путин хорошо понимает, что его режим в своём нынешнем виде в первую очередь держится на том, что людям вовремя платят зарплаты и пенсии, и это обстоятельство будет удерживать до конца.
4. Ждет ли Россию новая волна протестов?
Нет. Надежды на выход из кризиса большинство населения видит в Путине. В массовом сознании россиян это тот человек, которых вывел их из нищеты и хаоса 1990-ых годов предотвратил сползание страны туда же в 2008-2009 годах. Сейчас население России в целом восприняло навязываемую ими пропутинскими СМИ логику, что Россия — это осаждённая крепость, в мире очень неспокойно, и волнения внутри страны могут привести её к катастрофе. Не угасший до сих пор посткрымский угар также играет на руку Путину. Исторический опыт показывает, что социальные протесты наиболее активны в годы экономического роста, а в годы кризисов актуальны только голодные бунты, для которых Россия слишком богатая.
5. Найдется ли выход из экономического кризиса?
Выход есть всегда. Изменение конъюнктуры, повышение цен на экспортируемое Россией сырьё – это разве не выход? В 2009 всё так и было. Нынешнее руководство страны, что бы оно ни говорило, другого выхода себе не представляет. Поскольку я не вижу шансов, что в 2016 году оно сменится, этот выход для России — единственно реалистичный.
6. Будут ли позитивные перемены и в каких областях?
А вот что действительно бывает, и постоянно происходит в России, — так это медленные и малозаметные, на первый взгляд, сдвиги народного здравомыслия в прогрессивную сторону.
Мой любимый пример, всегда мной приводимый: 30 лет назад длинные волосы у мужчины - это, если ему не повезло, ментовка и принудительная стрижка, а теперь Хирург с Путиным позирует, и всем все равно, даже самой распоследней Марь Иванне, и не будет она возмущаться.
Приучили народ к тому, что выглядеть можно как угодно. Хоть ирокез, хоть серьга в носу, хоть фиолетовые волосы. И народ привык. Была скрепа (да еще какая!) - и нет такой скрепы, никто и не помнит про нее.
Другой пример: мой дед полвека назад был автором сценария фильма о том, как у старшеклассников происходит любовь, и они целуются, и вся пятиэтажка в платочках их осуждает.
Скандальное было кино. Много его громили, и на одном разгромном обсуждении дед даже душил известного советского режиссера Зархи - вскочил, подбежал к трибуне и стал душить, так его достали ханжеские разгромные речи.
А что теперь? В шестнадцать лет бывает любовь? — да что вы говорите, какая новость. Главное, чтобы беременность, аборт или самоубийство не случились на этой почве, вот и все, что имеет значение.
И, возвращаясь к реформируемости Российской Федерации, точно также будет и дальше.
Привыкнет народ и к ЛГБТ, и к тому, что больные ВИЧ заслуживают такого же сочувствия, как и любые другие больные, и нечего их стыдиться, и много к чему еще привыкнет и адаптируется в новом мире, словно бы он, новый мир, — почти как старый.
А он старый и есть, потому что народное здравомыслие, сдвинувшись на несколько шагов, все равно будет сопротивляться каким-нибудь очередным ужасным вещам — бракам с биороботами, внедрению сознания одного человека в тело другого, легко вспомнить фантастические сюжеты, — и здравомыслие снова будет возмущаться, и верить пропаганде, и разоблачать воображаемого шпиона в телевизоре, и Союз Геев России окажется такой же консервативной организацией, как сейчас какой-нибудь Союз Женщин.