Сразу после Нового года следом за затянувшейся оттепелью пришли морозы, сразу резко опустившие стрелку ртутного термометра. Ранним январским утром на выезде из города Павловска можно было увидеть трех мужчин, переминающихся от мороза с ноги на ногу. Мужчины собирались не на охоту и не на рыбалку, а на … Рождественские учеты птиц! В состав нашей маленькой группы, помимо автора этих строк, входят учитель Павловской СОШ № 2, руководитель школьного научного общества Александр Химин и выпускник школьного научного общества, ныне студент строительного университета Виталий Юрьев.
Вот уже тридцать лет Союз охраны птиц России и Мензбировское орнитологическое общество проводят в стране маршрутные учеты птиц в рамках программ «PARUS» и «Евроазиатский Рождественский учет». В это время сотни профессиональных орнитологов и просто любителей птиц, невзирая на морозы, направляются в леса и поля, где с увлечением считают всех попадающихся на глаза представителей пернатого племени.
Автор этих строк в Рождественских учетах принимает участие с 2008 года. Нашей постоянной площадкой стал знаменитый на всю Россию Шипов лес, названный когда-то Петром I «золотым кустом России».
Пока мы добираемся до хутора Поддубный, расположенный на опушке Шипова леса и где начинается наш маршрут, солнце постепенно поднимается над горизонтом. Его лучи пробивают пелену из мельчайших снежинок, которыми буквально кишат промерзшие нижние слои атмосферы. Там, где концентрация снежинок особенно велика, возникает эффектный оптический феномен – гало, выражающийся в виде образования цвета радуги, но имеющий вид двух полуовалов, видимых в восточном и северо-восточном секторах неба.
Птицы начинают попадаться нам уже на подъезде к исходной точке нашего маршрута. В полях нам бросается в глаза зимняк, нам гость из тиманских и мезенских тундр. Парят над полями пара хозяев этих мест воронов, у которых уже началась пора свадеб. Из придорожной лесной полосы внезапно метнулся на дорогу ястреб перепелятник, охотящийся на вездесущих полевых воробьев.
В хуторе Поддубный мы покидаем машину и направляемся в лес. Наш путь лежит вдоль старой лесовозной дороги. Нам предстоит пройти около двенадцати километров сквозь лесную чащу и выйти к селу Александровка.
Непосредственно возле опушки леса поражает обилие лисьих и заячьих следов. Мы наблюдаем целые тропы, проложенные явно не менее чем десятком зверей. Многие следы парные, что позволяет предположить начало брачного сезона у тех и у других.
По мере продвижения вглубь леса количество заячьих и лисьих следов уменьшается, зато появляются следы кабанов и лосей. Один такой след поражал своими размерами. Он был диаметром в полтора раза больше десертной тарелки и, похоже, принадлежал огромному самцу ростом не ниже сажени в холке.
В районе вырубок нередко попадались следы косуль. Эти наши маленькие олени держались здесь не случайно, находя в молодой поросли и подходящее укрытие и обилие веточного корма.
Возле недавних вырубок нам попадались ровные строчки парных следов, принадлежащие кунице. Этот зверь находил себе укрытие в порубочных остатках в виде сложенных поленниц и кучек из мелких сучьев. Да и следов мелких мышевидных грызунов (скорей всего, полевок), являющихся обычным кормом для куницы, на вырубках было явно больше.
Теперь о птицах. Самой многочисленной птицей Шипова леса в зимний период является поползень. Его характерное «пощелкиванье» мы слышали неоднократно, не раз видели и самих птиц.
Весьма обычна в это время в Шиповом лесу буроголовая гаичка, или пухляк, несколько раз строго спросившая нас «чей, чей». В то же время эти птица оказалась весьма доверчивой и даже подлетела к нам поближе и довольно спокойно позировала, не обращая внимания на довольно громкое щелканье затворов цифровых фотоаппаратов.
Часто попадались нам дятлы. В основном это были большие пестрые, хотя по одному разу попались их средний и малый собратья. Дятлы явно предпочитали держаться спелых и старовозрастных участков леса.
Наконец, наш маршрут подходит к концу. Нашим глазам предстает живописная картина долины реки Осереди с перелесками и зарослями терновника. С невысокого ясеня нас приветствуют своим свистом два красавца снегиря. Закончились наши очередные рождественские учеты!