Своей фрагментарностью, обрывчивостью культура, как бы нам намекает, что религиозные, этнические, половые, возрастные культурные конструкции, системы - это всего навсего попытка наша повлиять на культуру, сделать в этой области усилие. В реалии здесь ничего нет, все это от безысходности. Культура по своему смыслу существования похожа на рассыпанный бисер. Оперирование к культурным системам - это спекуляция, глубокая степень умозрительности. 

Тоже самое происходит и с попыткой найти корни культуры, утверждать истинные причины, рассуждать о генезисе. Культурный феномен фрагментарности позволят все равно лишь разглядеть часть генезиса, при этом не значительную. Обозвать эту часть "основными причинами" для более ленивого подхода. Потому что целостное разглядывание культуры в принципе не возможно. Я наблюдал людей, которые как пауки очень скурпулезно ткали полотно генезиса любого культурного явления и всегда выходили в двух направления. Они либо соскальзывали в область "основных причин", либо, осознав феномен фрагментарности, начинали считать генезис настолько всеохватным, что отказывались от упрощенного подхода. На вопрос о культурном генезисе переходили к череде слабо связанных и слабо сформированных, с массой оговорок, принципов или к череде множественных фрагментарных наблюдений, которые, как бы более ярко отражали именно принципы генезиса, а не сам генезис. 

Мне кажется сегодняшняя увлеченность разного рода мыслителей системностью - это очень опасная основа для спекулятивных предсказаний. Глубже занырнуть не удается и на гора выдаются настолько простые схемы, на сколько они опасны. И это объявляется научность. С другой стороны чуть глубокое импульсивное мышление пытается сформулировать нечто более менее отражающее реальность, как это тут же объявляется сумасшествием или в этом ищется хоть что-то дающее простые ответы. 

Я не хотел бы говорит о том, что правильно или не правильно. Здесь скорее попытка подтолкнуть людей к учету данного составляющего. Потому что это касается феномена культуры в целом, любой культуры. Если например всматриваться через это в область политической культуры, то тут же начинаешь понимать, что разговор про любую идеологию - это область кратковременная и область дополнительных усилий, ориентированных только на усилие, потому что результат всегда будет фрагментарен. 

Хотя, фрагментарность - это тоже культура и превращать ее во всеохватность, так же опасно, как и соприкасаться с любой системой.

Оригинал