Культура - это что-то очень и очень рваное, присутствующее в нас в виде кусочков, в виде небольших разорванных клочков. Даже цельные и вроде как системные элементы этой культуры, так же оседают в нас не целиком, не в сборном виде, а как-то очень фрагментарно. Я не помню Войну и мир, но отдельные куски как-то приземлились, даже я бы сказал заземлились во мне, что бы меня не убили разряды реальности. 

Сколько бы не старались в образовательном процессе в нас погрузить нечто последовательно сцепленное, на самом деле наша личность едва ли предложит миру точную копию конструкции, встроенную в нас кем-то. Конструкция вырывается из уст преподавателя, конструкция выплескивается на меловую доску, конструкция вырывается на экран телевизора, но дальше происходит трансформация. Культура, да именно культура рвет все наши усилия по сцеплению. Она разрывает все на мелкие кусочки и то что оседает и является по сути культурой, моей личной культурой. То что оседает в общественном подсознательном так же может быть причислено к культуре данного сообщества, что оседает в веках может быть определенно как культура в истории.

Культура это фрагменты, которые каждый из нас собирает заново, когда пытается передать ее дальше. Каждое созерцание, каждый разговор, каждый монолог, каждый диалог, каждый вопль - это попытка собрать, но все наши усилия тщетны. Лишь бессистемные фрагменты влетают в нашу душу, в наше создание, в наше надбытийное и оседают там в жесткой фрагментарности, потом мы все это собираем, каждый раз заново, выплескиваем и в само выплескивание закладываем фрагментарность, которая врывается в культурохранилища других людей и рассыпается в мириады осколков, впиваясь во что-то очень оголенное и потому очень восприимчивое. 

А система, логика, порядок, таблица, сетка, структура - это лишь мгновенное дуновение, которое существует лишь в тот самый миг, как мы создаем напряжение. Да мы можем делать адские усилия по закреплению это на бумагу, на пленку или даже на камень, но как только наши усилия кончаться и мы сотрем со лба пот, то тут же обозначим всем окружающим, что настала смерть системы и следующий за нами, отодвинув нас от нашего жутко системного творения, тут же разорвет своим взглядом всю нашу систему в клочья и оберегать ее бессмыслено, а усилия по ее сохранению будут играть лишь роль хранителя возле кучки маленьких фрагментов пазлов оторвавшихся от контекста, или пушки, сорвавший с гуся и начавшей свой путь в новые контексты, в новые фоны, на которых можно лишь будет пушинку разглядеть и не более. 

Вера в системность культуры, любой культуры (хоть политической, хоть научной, хоть религиозной, хоть экономической) одно из самых страшных заблуждений человека, за которое он платит и будет платить. Будет платить очень дорого! Просто системность культуры - это самый простой и на удивление самый человеческий способ соприкосновения с ней, но этот способ обыкновенная ложь о культуре во всей его полноте, но не потому что люди хотят врать, а потому что люди хотят совершать усилия и совершают их как вспышка света в старом кинопроекторе. Череда вспышек создает видимость чего-то связного, а по сути это всего лишь череда вспышек с иллюзией неостанавливаемости на стене. Правда о нас, о нашей культуре - это пульсация, как только вы отрываетесь от осознания пульсации и глаз ваш создает иллюзию потока для вашего мозга (что бы он не сошел с ума), культура тут же превращается в обман. И это скорее даже не обман, а желание сохранить вашу душу.

Оригинал