Председателю 
Совета при Президенте РФ 
по развитию гражданского 
общества и правам человека
М.А. Федотову

Уважаемый Михаил Александрович !

Справка о посещении
ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр».
29 декабря 2015  года заместитель председателя СПЧ Бобров Е.А.  и председатель  ПК-10 Совета Бабушкин А.В. предприняли попытку посещения ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр».

На территорию Центра члены  СПЧ  допущены  не были, хотя двое проживающих в Центре лиц просили охрану пропустить посетителей. Примерно в 13.00 по просьбе члена  СПЧ  Е.А.Тополевой- Солдуновой первый заместитель министра труда и социального развития дал указание  пропустить в Центр членов Совета. В дальнейшем  он еще 3 раза давал указание о допуске членов Совета. Однако и данные указания выполнены не были. Примерно в 14.10 руководство Центра доложило в Министерство, что  не могут впустить в Центр членов  СПЧ, так как «те ушли». В 14.14 члены  СПЧ  вернулись,  однако их вновь не пустили их в Центр  под предлогом отсутствия соответствующих указаний от руководства.  

Согласно поступившей информации,  в работе Центра имеются следующие недостатки: 
1)                  Родственников и друзей проживающих, если они  не включены в списки лиц, утвержденных директором, не пропускают  на территорию Центра. Данное обстоятельство полностью подтвердилось. Сотрудник охраны Н.В. Кравченко отказался пропустить членов Совета Бабушкина и Боброва к проживающему в Центре  Л.В. К., несмотря  на просьбу последнего. Л.В.К., которому трудно передвигаться, было предложено найти социального работника и через него оформить заявку, после чего подписать ее у начальника отдела соц. обслуживания, что, по слова проживающих, исключало  пропуск посетителей в день прихода. 

2)                  На требование  членов СПЧ предъявить  лицензию и должностную инструкцию сотрудников охраны, доложить руководству Центра о прибытии членов Совета, сотрудники охраны ответили категорическим отказом. На стенде отсутствуют данные охранного предприятия, а также копия лицензии.  Только после прибытия наряда сотрудников полиции, которые поддержали требования членов Совета, членам  Совета была предъявлена копия лицензии ЧОП «Наши» за подписью генерал-майора В.А. Козлова, а о прибытии членов Совета было сообщено администрации Центра.

3)                  Во время беседы  с охранной к членам Совета вышел небритый мужчина,  который заявил, что представители Совета уже «приезжали летом и бегали около ворот», а Л.В.К., по его словам,  против того,  чтобы  представители Совета его посетили. Представиться мужчина категорически  отказался, бейджика не имел. В дальнейшем  выяснилось, что  небритый мужчина  является начальником соц. отдела Зайцевым О.А., который почему- то и ведает выдачей пропусков. Безапелляционность  заявления Зайцева о том, что лица, к которому мы пришли, нас не ждет, подтвердило, что вопрос о проходе к проживающим лиц извне, полностью  находится в руках администрации Центра.         

4)                  На КПП на стенде для посетителей наименование и контакты вышестоящей  организации и надзорных и контрольных органов отсутствуют. 

5)                  На вывеске Центра указано,  что Центр находится в ведении Минздрава, хотя на самом деле он подчинен не Минздраву, а Минтруду. 

6)                  Согласно рассказам проживающих из числа лиц, у которых сложились сложные отношения с администрацией, у них удерживаются деньги, выплачиваемые за содержание и питание в размере 75 % от размера пенсии, даже при их выезде к родственникам или в больницу, то есть в период , когда они в Центре не проживают.  

7)                  От проживающих после вступления в действие ФЗ-442 потребовали заключать новый договор на социальное обслуживание;  при  этом с теми, с кем  отношения у администрации плохие, договора не заключаются и индивидуальные программы реабилитации инвалидов им не разрабатываются.

8)                  Ряд лиц были незаконно выселены из Центра: 
- так, Грекова Татьяна Ивановна, которая с 2000 по 2003 года работала в Центре, а с 2010 года проживала в нем, была выселена на основании «уведомления директора о прекращении социальных услуг» на основании ложно установленного диагноза «шизофрения»; данный диагноз был установлен без обследования пациентки главным врачом ПНД № 24 Вайнштейном  А.Э. и изложен в форме письма;  комиссия в отношении Грековой была проведена 29.07.15 заочно  без участия Грекова  и ее представителя Толмачева  Ю.К.
- Плотников В.М., иной жилой площади не имеющий, был выселен из Центра на основании того, что часто проживал у жены в Ялте;
- Соболев Сергей Александрович, ученый-физики изобретатель, 68 лет, написал жалобу на  ГЦ  в связи с отсутствием препарата «этимолол», после чего директор издал приказ об его отчислении из Центра, снял с питания и мед. облуживания, пригласил участкового, который велел ему покинуть Центр до 20.00;  директор подал в суд исковое заявление о выселении ветерана на улицу в суд, но суд проиграл. В настоящее время Соболев живет в Центре, но питания и медицинской помощи не получает. 

9) Имеют место случаи отказа в оказании мед помощи.
Так, ветерану В.  показано каждые 3 мес. сдавать кровь на  ПСА. Однако, когда осенью 2015 года Вашурин прибыл для сдачи кровь зав отделением Гладышева  З.М.  ему в проведении анализа отказала, сославшись на указание директора. 

10)   По отзывам опрошенных с 2015 года питание стало хуже, жалобы на однообразие меню, порции уменьшились, рыбу дают редко. 

11)               Есть основания считать, что пациентам, которые часто жалуются, до лета 2015 года (до увольнения главной мед сестры Синдячкиной М.А.  и раздатчиц пищи) в пищу добавляли галоперидол и другие нейролептики, как по назначению врачей, так и после окончания действия такого  назначения.
После того, как  Н.Н. написала об этом жалобу в Минздрав мед брат пытался засунуть ей в рот препарат «труксал», а саму Мамченко месяц не выпускали с территории Центра.   

12)               Снижению качества работы Центра способствовала кадровая политика директора Центра г-на Архипова. Так, за 3 года своей работы в занимаемой должности из 170 сотрудников, некоторые из которых проработали в центре более 30 лет и вся жизнь которых была связана с геронтологией, на декабрь 2015 года осталось не более 10 человек.  На ряде должностей за 3 года сотрудник были заменены по несколько раз. Неизменной  является только команда из троих сотрудников, которых Архипов привез с собою из г. Саратова. По словам бывших работников Центра, проживающих в бывшем общежитии Центра, и сотрудники, и проживающие запуганы Архиповым. Размер заработной платы специалистов является нищенским.  Так, директор вынудил уволиться руководителя художественной самодеятельности, заплатив ему зарплату в размере 5 тыс. руб. и оштрафовав на 20 тыс.  При этом себе и сотрудникам из своего окружения Архипов  выписал зарплату в размере 200 тыс. руб. 

13)               Есть основание полагать, что оплата пребывания лиц, направленных в Центр по путевкам Минтруда, взымается дважды – и из федерального бюджета, и из песий проживающих. 

14)               При этом администрация Центра ухитряется экономить на проживающих, как только может. Например, в  2014 году Центром не был заключен договор на зубопротезирование, в связи с чем проживающие вынуждены ездить в стоматологическую поликлинику около Киевского вокзала. 

Считал бы  необходимым, уважаемый  Михаил Александрович, произвести посещение Центра по предварительной  договоренности с Минтрудом с  участием членов Совета Боброва, Бабушкина, Тополевой-Солдуновой, Соболевой, представителя Минтруда, представителя прокуратуры. 

Также считал бы  необходимым поставить перед Минтрудом  об отстранении от должности  на время проверки руководства Центра. 
Так как ФГБУ «Всероссийский научно-методический геронтологический центр» является домом для ветеранов № 1 для всей нашей страны, понимание того, что в нем  происходит  является ключом к пониманию тех дорам и трагедий,  что творятся в десятках домов престарелых по всей стране. 
   
А. В. Бабушкин

Оригинал