В городе Жигулевске Самарской области, приняв смертельную дозу сильнодействующих лекарств, покончил с собой 18-летний Влад Колесников. Юноша получил известность летом нынешнего года, проведя несколько антивоенных акций в подмосковном Подольске, в результате чего был изгнан из дома родным дедом, избит однокурсниками и отчислен из техникума.

С пятнадцати лет Влад активно интересовался политикой, восприняв идеи "Болотного марша". Со свойственным подросткам максимализмом он видел свою миссию в проповеди оппозиционных взглядов окружающим и противостоянии государственной телевизионной пропаганде. Свой главный жизненный выбор Влад сделал 8 июня 2015г., явившись на занятия в футболке цветов украинского флага с надписью "Вернуть Крым!". В результате его побили одногруппники, прозвав "фашистом" и "шизофреником", а вечером, после визита полиции, искавшей футболку с украинским флагом, дед назвал его врагом народа и, купив билет по интернету, потребовал, чтобы внук уехал к отцу в Жигулёвск. Отношения с дедом Колесников в интервью корреспонденту "Йода" охарактеризовал так: "...мы были лучшими друзьями. Играли в шахматы, ходили вместе в кафе. Я ему рассказывал обо всем, что со мной происходит". Однако после Болотной внук стал для деда "диссидентом", "е.... демократом" и, посадив его теперь на поезд, старик произнёс: "Если ты вернешься когда-нибудь назад, то я сверну тебе голову», а позже написал в техникуме заявление об отчислении от его имени.


На фото - Влад Колесников

Но и на новом месте парню пришлось туго. В ноябрьском письме журналисту "Радио Свобода" он признавался: "Отношения с людьми просто ужас – уже обещали побить, кидали в меня грязь и снежки, постоянные оскорбления и толкание локтями в коридорах. Даже один дал в лицо (не сильно, к счастью). Мне нельзя обращаться в полицию (те еще летом дали понять, что помогать мне не будут и, процитирую, "сам бы тебе в морду дал за такие вещи..."). В Жигулевске здесь со мной вообще что угодно могут сделать. Отчаянно ищу, куда можно уехать". Отец, видимо, запрещал ему вести блог, а после гибели сына заявил прокремлёвскому изданию "Lifenews", что Влада спровоцировали на самоубийство те, кто разделял его взгляды, чтобы снять с этого политические дивиденды. Данное издание выдвинуло ещё одну версию произошедшего: никакой политики, только несчастная любовь.

Оппозиционно настроенная общественность резко отреагировала на новость о трагедии. Вот несколько реплик из этого лагеря. "К чему же мы пришли в своих быдло-инстинктах? Собственных детей принялись пожирать. Издеваться, травить, доводить до самоубийства мальчиков - чувствующих, ранимых, совсем юных, которым еще жить да жить" (Саша Сотник). "...паренёк, чья вина перед его же сверстниками, которые его унижали и оскорбляли, была лишь в том, что он выступал за мир" (Е.Макаревич), "Затравили все-таки парня. Эта страна умеет только одно - убивать своих лучших. Свою молодежь. Восемнадцать лет. Такой молодой парень. Такой чистый" (А.Бабченко).

За происшествием может стоять, конечно, целый комплекс мотивов: остракизм со стороны самых близких, неприятие сверстниками, в том числе разрыв с девушкой, положение изгоя в обществе, систематические оскорбления и унижения, но, кроме того, по-моему, напрашивается аналогия с персонажем "Подростка" Крафтом. Учитывая буквально страстное погружение Влада в политические баталии, доведённый до крайней степени максимализм, молодой человек, скорее всего, испытывал жестокое разочарование в общественных настроениях и морали, что отторгали разделяемые им пацифизм и либерализм. При этом он подчёркивал, что не хотел бы уезжать из России, являясь патриотом своей земли. Можно представить его ощущение жизни - жизни среди людей, совершенно чужих по мировосприятию. Крафтом у Достоевского владела всепоглощающая идея о великой миссии русского народа, в которой он позднее разуверился: «Он вывел, что русский народ есть народ второстепенный... которому предназначено послужить лишь материалом для более благородного племени, а не иметь своей самостоятельной роли в судьбах человечества". Признание данного вывода привело Крафта к суициду. Так и осознание Колесниковым невозможности повлиять на сограждан с целью принятия ими его ценностей могло вызвать логическое самоубийство из-за абсолютного нежелания находиться рядом с теми, кто, на его взгляд, несёт в себе разрушительное и деструктивное, зло.

Влад, пожалуй, своеобразная жертва украинского конфликта, породившего в нашем обществе серьёзный психологический кризис. Если у взрослых сформированы механизмы противодействия негативной информации и иным факторам, то для беззащитных подростков крайности могут нести в себе смертельную опасность. «Мне надоело бояться. Может звучит пафосно, но я и мой друг не можем просто заткнуться и смотреть на то, что происходит в стране. И тут либо нас, либо мы их", - писал мальчишка на странице в "Фейсбуке", замечая, что очевидно вряд ли он сможет повредить государственной махине. Он оказался прав. Махина его победила.

Оригинал