Новость, вышедшая сегодня на "Lifenews", не сказать, что бы из ряда вон. Мы уже привыкли, что учебные заведения всё чаще становятся ареной насилия, где участники образовательного процесса издеваются друг над другом. Нынешний инцидент произошёл в Москве в школе № 2000. Учитель, мужчина 26 лет, после проведённого урока в 7 «б» оставил в кабинете четырёх наиболее шумных учеников, которые весь урок передразнивали его. Он взял одного из них — 13-летнего Кирилла Т. — за шею и начал душить.
Узнав о случившемся от сына, родители в тот же день пожаловались директору. Педагог был немедленно уволен, а вскоре задержан правоохранительными органами. В отношении него начата проверка, по итогам которой будет решён вопрос о возбуждении дела по статье «Покушение на убийство».
В жизни чего только не случается, и данный эпизод можно было бы списать не некий экстраординарный случай. Конечно, среди подростков попадаются ещё те шкодники, но выбранная молодым учителем форма борьбы с ними вряд ли может найти оправдание. Все ссылки на Макаренко, что он, мол, тоже иногда не сдерживался и применял физическую силу, малоубедительны. Макаренко имел дело с уголовной шпаной без роду и племени, но даже в его арсенале отсутствовал подобный метод воспитания. Если человек душит ребёнка (пусть гадкого), то учителем он быть в принципе не может.
Моё внимание привлекли некоторые другие аспекты происшествия.
Во-первых, оно произошло в Москве, где средняя зарплата педагогов составляет около 65 тысяч рублей. У нас и за меньшие деньги многие граждане вполне готовы терпеть отношение, описываемое словосочетанием "форма прислуги должна гармонировать с интерьером господ". В частных школах, где слову "педагог" возвращено его первоначальное значение - "раб, сопровождающий ребёнка", способность терпеть унижения от барчуков давно стала одним из обязательных профессиональных качеств. В государственных (муниципальных) образовательных учреждениях люди, оказывающие "образовательные услуги", видимо, пока не готовы мириться с участью слуг и холопов.
Во-вторых, его участником стал учитель - молодой мужчина, окончивший четыре года назад с отличием исторический факультет МПГУ, в настоящее время аспирант. Учитывая, что молодёжь в педагогических коллективах составляет радикальное меньшинство, можно констатировать факт, что школа - не самое привлекательное место для молодых кадров. Но и из тех 3-5% учителей, что в школах составляют контингент "до 30 лет", подавляющая часть - женщины. Многие молодые люди признаются, что уже первая педагогическая практика напрочь отталкивает их от выбранной стези. Работа с детьми представляется им гораздо более трудной и опасной, чем служба в армии и иные варианты. К слову, в обсуждении конфликта, не к удивлению, опять прозвучало слово "педофил", слово "гомосексуалист" - так защитники Кирилла стали характеризовать обидчика защищаемого ими школьника.
В третьих, как ни странно, комментарии к новости (а её просмотрели несколько десятков тысяч человек) свидетельствуют о сочувствии, в основном, учителю.
"Совсем что ли сдурели - какое покушение на убийство? Что из этих малолетних засранцев вырастет теперь - вообще авторитет учителя растоптали".
"Этому педагогу всего 26 лет и с его приятной улыбкой мог бы работать в банке спокойно...а он пошел в школу и за это огромное спасибо ему".
"Эти мелкие мерзавцы умеют кого хочешь до белого каления довести. Если любого из нас какой-то малолетка будет неуважительно передразнивать - я думаю, многие сорвутся. Родители лучше бы своего невежу воспитывали. Не научили уважать старших - сами ж потом нахлебаются с ним. А ему лишний раз внушили мысль, что "онжеребенок", ему все можно".
"Малолетки оборзели до предела, а виновата власть со своими реформами школы и ювенальной юстицией".
"Молодец учитель, правильно всё сделал. Жаль, что не додушил".
"Жаль учителя...Лет 15 назад ученики никого не уважали, а сейчас и вовсе обнаглели...Но пороть их обязаны родители! Испортили парню карьеру...Помню у нас на математике как-то учительница в прямом смысле выпннула ученика из класса, и никто даже не подумал на нее жаловаться, да и все понимали, что за дело! А учительница отличная была!".
"Вместо того, чтобы поблагодарить учителя за то, что преподал парню мужской урок (тем более не за просто так), она на него пожаловалась директору. Сейчас у этого малолетнего засранца появится ощущение вседозволенности, и как бы он потом саму эту мамашу не задушил".
"Я с этим Кириллом учусь в одной школе, я проходила конкурс по информатике, а у его класса был урок, как только учительница вышла из класса, он начал издеваться над всеми, включая меня. Кирилл бесит абсолютно всех, я его терпеть не могу. А Дмитрий Олегович замечательный педагог, чтобы его разозлить надо постараться, а этот Кирюша просто провокатор! Наш класс безумно уважал и любил Дмитрия Олеговича! Как он преподавал свой предмет, не сможет никто!".
Нет, конечно, среди комментариев слышны призывы, что подобное рукоприкладство недопустимо, но они утонули в репликах поддержки учителю. Можно, конечно, рассуждать о проблеме учительского призвания и таланта. Но учитель - массовая профессия, учителей - миллион. И если видно тенденции, то глупо закапывать страусом голову в песок. Беззащитность педагога - проблема, которая остро ощущается значительной частью общества. Описанный дикий случай - от этой самой беззащитности. Сегодня учитель не имеет права выставить хулигана за дверь, потому как "нарушает его право на обучение". О правах самого учителя и тех детей, которые стремятся хорошо успевать, обычно не вспоминают. Люди, которые сами никогда не стояли в качестве учителя у классной доски, требуют, чтобы в школах не было "двоек", одновременно вводя драконовские требования при итоговой аттестации. Заметьте, что "хорошими школами", в основном, считаются те, где администрации имеют возможность сортировать контингент.
Обычные учебные заведения, лишённые какой-либо возможности избавиться даже от малолетних преступников, шантропы, сознательно и целенаправленно дезорганизующей образовательный процесс, сталкиваются со всё более острыми конфликтами не только внутри детских коллективов, но и между педагогами и учениками, педагогами и родителями. Невозможность использовать приемлемые способы для наведения элементарной дисциплины в классе привела молодого учителя к преступлению. Беда в том, что его судьба сегодня сломана, беда и в том, что на место этого талантливого историка, который мог бы "горы свернуть" в гимназическом коллективе детей с высокой познавательной мотивацией, но не смог подавить гнев в отношении ошалевших от безнаказанности подростков, едва ли будет подобрана адекватная замена.