Очередные утраты ждут историческую часть города Кирова. На неделе портал gorodkirov.ru сообщил, что на сайте городской администрации появилось распоряжение «О подготовке документации по планировки территории в квартале улиц Ленина – Горбачева – Казанская – Молодой Гвардии». На данном участке могут появиться здания многоквартирных домов этажностью до пяти и выше этажей. Кроме того, на этом участке планируется снести или реконструировать шесть домов по адресам: улица Горбачева, дом 20а; дом 20б; улица Казанская 81а, б, в, г. (Источник)
Поясню, что в данном квартале находятся крайне важные для истории здания – дом купца Филиппова (Горбачева д. 16) и дом художника Чарушина (Казанская, д. 81 а). Они обладают охранным свидетельством как памятники истории. В тоже время дома усадьбы купцов Голомидовых (Горбачева, д. 20а, 20б) такового не имеют и решением администрации отправятся под снос. Сегодня хотелось бы рассказать об этих домах, наверное, малоизвестных широкому кругу кировчан.
Выглядят сейчас они вот так, в центре снимка оба дома, вид с улицы Герцена. Обратите внимание на забор в овраге, здесь давно должна была начаться глобальная стройка, но пока никаких работ не наблюдается.
Дома 20 а и 20б по улице Горбачева (до 1923 г. – Монастырской Набережной) были построены в 70-е гг. XIX. Их жильцами стало семейство вятских купцов-староверов Голомидовых. Интересно, кстати, что по изысканиям краеведа Владимира Любимова, до XIX в. фамилия представителей этого рода писалась в документах как «Голомудовы». Это семья происходила из крестьян Подрельской округи Орловского уезда Вятской губернии. Как и многие их земляки первоначально занимались лесоторговлей. Постепенно многие члены семейства перебрались в Вятку, осели на Монастырской Набережной в квартале от Казанской до Вознесенской (ныне – Ленина) улиц.
В этом квартале по сведениям архитектора А. Г. Тинского в 1875 г. за мещанкой Александрой Голомидовой числились двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте и деревянный флигель. Усадьба постепенно расширялась внутрь квартала и своими границами выходила на площадь у Стефанвской (Донской) церкви (снесена в 1930-е гг.). Соседство с этим храмом, а также с Трифоновым монастырем и с Полицейским мостом через речку Засору поспособствовало тому, что дореволюционные фотографы запечатлели как фрагментарно сами Голомидовские дома, так и участок прилегающего района к ним. Вот фото начала XX в.: на нем постройки монастыря, Александро-Невский собор, Донской храм, в правой нижней части снимка – двухэтажный дом Филиппова (угловой с Казанской улицей) и еле заметные дома Голомидовых:
Есть и другая, более известная фотография начала XX века: на ней "Полицейский мост", Александро-Невский собор, Донская церковь, угловой дом Филиппова, дом Бехтеревой и в самом углу дом Голомидовых:
В 90-е гг. XIX в. часть голомидовской усадьбы приобретается еще одной известной старообрядческой купеческой семьей Зоновых. Илья Дмитриевич Зонов был введен во владение с 1890 г. Однако в 1910 г., как следует из данных сохранившихся в ГАКО «Окладных книг», Харлампий Голомидов возвращает себе единоличное право владения усадьбой на Набережной. В его домовладении числятся двухэтажный полукаменный дом, деревянный двухэтажный дом, 2 деревянный флигеля, место выходящее на Стефановскую улицу и территории по Монастырской Набережной. С начала XX в. дома становятся доходными, самые разные люди снимают в них квартиры. После революции дома муниципализируют, они переходят жильцам.
На фото советского периода дома тоже присутствуют, причем в весьма интересных ракурсах. Вот, например, снимок 1970-х гг. известного фотомастера Лысова из архива ГАСПИКО. Мужчина идет по тротуару мимо голомидовского дома, видны его резные наличники. Вдалеке сквозь туман виднеется входной портал стадиона «Трудовые резервы» и балкон дома Филиппова.
На сегодняшний день, кстати, ни входного портала, ни балкона, не сохранилось. Голомидовский дом доживает последние дни за забором:
Вот фото с другого ракурса, те же дома и балкон:
Интересно, куда же он пропал?
Вообще обратите внимание на дом Филиппова: балкон у него пропал, зато собственники достроили пару новых этажей, дополнительные объемы, пробили двери и входы. В итоге один из наиболее роскошных особняков старой улицы Казанской совсем не узнать.
Вот так он выглядел в 1967 г.:
А вот так сейчас:
Дом натурально изуродовали. А совсем скоро вокруг раскинется большой, новый современный микрорайон.
Вернемся к домам Голомидовых. Дом 20а по улице Горбачева в 80-е годы прошлого фотографировал Анатолий Тинский. Снимок сохранился его уникальной архивной картотеке. Дело было тоже, видимо, зимой:
Сейчас в этих домах уже никто не живет. Вот фото дома по адресу Горбачева 20 б:
Обратите внимание на резные наличники, сейчас такие уже с трудом можно найти даже в старой части города:
Или вот, тоже искусство давних лет. Даже занавески остались от съехавших жильцов.
А здесь, похоже над входным порталом когда-то был красивый балкончик с небольшими колоннами. Сейчас, конечно уже руины.
Итак, голомидовские дома будут снесены. Это памятники деревянного зодчества, которого у нас все меньше и меньше. Касательно деревянных домов дискуссия чаще всего упирается в два противоположных мнения. Одни говорят, что все это «старье и гнилье» надо снести и построить огромные стеклянные многоэтажки и торговые центры. Иные спикеры считают, что старину нужно тщательно охранять, старые дома реставрировать, а историческую часть города оберегать от непропорциональных размеров новостроек. Мне близка вторая точка зрения. Деревянное русское зодчество это часть нашей уникальной культуры. Во многих городах такие здания реставрируют, приводят в надлежащий вид и активно используют в туристической инфраструктуре, имеют с них доход и трафик туристов. Мы много говорим о развитии внутреннего туризма в нашем городе, но он невозможен без сохранения объектов культурного наследия. При грамотном подходе стоящие в самом «сердце» старого города рядом с Трифоновым монастырем голомидовские дома могли бы использоваться в качестве магазинов сувениров, гостиниц в старинном стиле и т.д. Для того чтобы старые здания жили, за ними нужно ухаживать. Если же за ними нет ухода, то старые дома естественным образом умирают. Кого-то это радует, я же хоть и понимаю, но не принимаю позицию таких людей. Как историку мне больно за увядающую вятскую старину и ее умирающие культурные богатства.
P.S. фото ГАКО, ГАСПИКО.
24 Дек 2015, 21:22