15 ДЕКАБРЯ 2015, МАКСИМ БЛАНТ



Во вторник начинается двухдневное заседание Комитета по открытым рынкам ФРС США, на котором с вероятностью в 90% будет принято решение о повышении ставок. Беспрецедентный по длительности период ультрамягкой денежно-кредитной политики, который длился в США с декабря 2008 года, близится к завершению. Событие, к которому рынки готовились в течение всего года, одно ожидание которого сыграло далеко не последнюю роль в обвале нефти, а вслед за ней российского рубля и отечественной экономики, должно случиться уже в среду вечером.

Как это ни парадоксально, но практически все наблюдатели ждут, что сразу после заседания доллар упадет, а сырьевые и фондовые рынки вырастут. Спекулянты, дескать, начнут закрывать позиции, открытые в ожидании повышения ставок, и рынки откатятся. Известная логика в этом есть, и именно такая реакция на давно ожидавшееся событие является скорее правилом, чем исключением. Вот только закрытие спекулятивных позиций едва ли способно сменить сложившуюся тенденцию. Рынки, возможно, скорректируются. Нефть вполне способна вернуться чуть выше 40 долларов за баррель, а американская валюта опуститься ниже 70 рублей.  Вот только день-другой передышки едва ли в корне изменят ситуацию.

Повышение процентных ставок в США, тем более неоднократное, увеличит привлекательность американских долговых бумаг и будет способствовать оттоку в долларовые активы денег не только с сырьевых и развивающихся рынков, но и из Европы с Японией. А в том, что речь идет именно о серии повышений, ни у кого сомнений нет: большинство аналитиков лишь пытаются угадать, сколько раз будет повышать ставки ФРС в следующем году – два или четыре. В значительной степени это будет зависеть от инфляции в США: ее ускорение может подвигнуть главу Федрезерва Джанет Йеллен к более решительным действиям. Для России и других сырьевых экономик это не слишком хорошая новость, поскольку низкие темпы инфляции в США и других развитых странах во многом являются результатом дешевого сырья и энергоносителей. Восстановление цен на сырьевых рынках неизбежно начнет сказываться на американских потребительских ценах, и ставки начнут расти быстрее, чем на это рассчитывают инвесторы. Что, в свою очередь, будет стимулировать новые волны оттока средств из сырьевых активов.

По сути, хороших сценариев для российской «энергетической сверхдержавы», по крайней мере, на следующий год, не просматривается. Самые «пессимистичные» и «стрессовые» уже реализовываются. Конец эпохи дешевого доллара означает, что пузыри, среди которых и нынешняя путинская экономика, уже начали лопаться.


Фото: Сергей Коньков/ТАСС