В воскресенье не смог посмотреть очередную серию фильма «Метод». Вместо этого 1 канал показывал… наверное, у них это называется ток-шоу.  Это была программа в жанре «покричать». Поводом для крика, видимо, была Турция. Великая империя, пережившая крупнейшую геополитическую катастрофу в 20 веке, светская страна с сильными религиозными традициями. Это все про Турцию.

Летом мне попалась пара текстов про великую нацию, суверенитет и борьбу с Америкой. Текст был очень похож на передовицы «Известий», но было в  них что-то неродное. Этим «неродным» были слова «выдержка из выступления Р. Эрдогана». Мало кто так публично не любит Америку, как это делают турецкие власти. Самозабвенно. Неудачи Турции вызваны неизменно происками Америки, даже невступление в ЕС приписывается этим же заокеанским «партнерам». Метод «во всем виноваты враги» работает и там. Причем на повторных парламентских выборах турецкая власть смогла сформировать в парламенте большинство и сейчас ничто не мешает Эрдогану изменить конституцию в части расширения полномочий президента и основ государственного устройства.

В гонку за увеличение полномочий включился и французский президент. Оказалось, что у Франции тоже есть враги, враги сильные, знающие все изъяны устройства республики. Метод борьбы с этим злом выбран привычный – больше полномочий исполнительной власти, закрыть границы, ограничить, усилить.

Родион Меглин в фильме «Метод» использует уникальный метод борьбы с маньяками. Он их уничтожает. Формально работая в Следственном комитете, Меглин не считает нужным соблюдать хоть какие-то правовые нормы. В парадигме «по закону» или «по совести» он выбирает по совести. Правоохранительная система принимает этот путь борьбы с врагами, поскольку другими методами не может защитить  граждан. Да, герой без суда и следствия, нарушая общественные нормы и правила, вершит правосудие.  Прав ли он? А право ли большинство нашего общества, которое одобряет возвращение смертной казни? Чем же тогда эти люди отличаются от террористов, которые устраивают взрывы, вынося свой приговор нашему миру?        

Закон не нравится ни Эрдогану, ни Олланду, ни киногерою Меглину. Трудно жить по закону, написанному как «правила для всех».  Гораздо легче писать правила «для себя» и действовать с врагами этих правил своим собственным методом.

Оригинал.