Весь ноябрь в Костроме обсуждали бюджеты области и города на следующий год. Ещё в прошлом году власти решили планировать доходы и расходы на 3 года, но уже в этом году пришлось вернуться к однолетним планам – поведение экономики практически непредсказуемо (что довольно странно в век умных людей и машин). И ничего хорошего в бюджетах нет – одни дыры. Но за последние годы власти научились делать «хорошую мину при плохой игре» – спокойное лицо в условиях надвигающегося коллапса.
Процедура рассмотрения бюджета известна – разработка его администрацией, внесение в думу, обсуждение перспектив на комитетах думы, публичные слушания для общественности, принятие крупных параметров в первом чтении, конкретное обсуждение на комитетах думы, принятие более мелких параметров во втором чтении. При этом надо сказать, что городская дума в отношении бюджета более открыта для избирателей: на сайте Думы города Костромы объявление о слушаниях было размещено 6 ноября при дате их проведения 23 ноября, с одновременной ссылкой на страницу сайта, на которой размещены соответствующие материалы. Объявление о проведении областных слушаний, на 17 ноября, появилось на сайте Костромской областной Думы в разделе новостей накануне самих слушаний, т.е. 16 ноября, без ссылки на документы к слушаниям. Непосредственно материалы по областному бюджету, по всей видимости, были размещены 9 ноября в отдельном разделе, который общественности надо ещё найти (либо знать о нём). Я побывала на обоих мероприятиях. И перед обоими письменно обратилась в обе думы с предложениями.
В городскую думу за подписью сорока человек ещё в сентябре (как раз после вступления в полномочия нового состава Думы) мы направили обращение об отмене выплаты ежемесячной компенсации депутатам Думы г.Костромы на работу с избирателями в сумме более 30 тысяч рублей каждому. Ответ (в ноябре) сообщил о том, что ежемесячные компенсационные выплаты производятся в соответствии с законом Костромской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата…» от 2008 г. , Устава г.Костромы и с решениями Думы г.Костромы от 2004 и от 2007 гг. Это возмещение расходов на транспорт, в т.ч. на личные автомобили, на почтовые и телефонные услуги, в т.ч. на мобильную связь, на канцтовары, это представительские расходы, организация работы помощника депутата, проведение социально-культурных мероприятий на округе. В общем, Совет Думы решил, что всё это очень нужно нашим предпринимателям, директорам, бизнесменам и банкирам, в большинстве своём занявшим 13 сентября кресла в городской думе.
На публичных слушаниях городского бюджета собралось около семидесяти человек. Доклад, затем вопросы, которые сразу же перетекли в критику и в просьбы. Если раньше традиционно все предложения по бюджету от населения сводились к выполнению тех или иных работ по благоустройству или к решению жилищно-коммунальных проблем, то в этот раз были и более глобальные выступления. Так, женщина-инвалид пожаловалась на плохую работу вместительного общественного транспорта и невозможность пользования маленькими маршрутками людям с ограниченным здоровьем, в частности, она указала на сложное заволжское направление, где недавно были сокращены все троллейбусные маршруты (как пояснили специалисты, только на зимний период в связи с дорогим обслуживанием линии в снег).
Другая женщина привела цифры по значительному снижению расходов бюджета практически на все сферы городской жизни. Исключение составили лишь расходы на управление – они остались неизменными. Собравшиеся поддержали её слова возгласами «Молодец!» А Глава города пояснил – за последний десяток лет численность муниципальных служащих сокращена примерно вдвое, а указание Президента на 2015 год о сокращении чиновников ещё на 10% по итогам года будет выполнено. Только вот в сокращение обычно попадают работники муниципальных учреждений и предприятий. Во-первых, власти последовательно снимают с себя выполнение работ и услуг для города, перекладывая это на частников, что далеко не всегда приводит к хорошим результатам, и состояние дорог – тому подтверждение. Во-вторых, нечего и делать, не на что и работать – денег нет. Но количество непосредственно чиновников остаётся почти неизменным. С одной стороны, их нагрузили всякими регламентами и порядками, заполнением огромных папок с бумагами. С другой стороны, денег в бюджете нет, поэтому и результата от их работы особо не видно.
Моё выступление касалось как раз работы общественного транспорта (недавно в Костроме прошёл митинг работников МУП «Костромагортранс» против перевода его базы в областное предприятие «ПАТП-3» с целью очередной оптимизации, но, по мнению работников, с перспективой загубить общественный транспорт). И второй пункт – опять же компенсации депутатам. Общественность должна знать, что 14 миллионов из бюджета идёт не на решение их насущных проблем, а на подкармливание небедных «избранных». Присутствовавшие поддержали: «Отберём!» и зааплодировали. И третий пункт – вместо поощрений ТОСов на разбивку клумб в микрорайонах выделять им средства на решение бытовых проблем их территорий, также по конкурсу.
Поскольку в прошлом году я столкнулась с тем, что моё выступление (но по другим вопросам), в отличие от предложений других костромичей, не попало в итоговый документ публичных слушаний, то тут я заранее подавала письменное предложение о компенсациях, чтоб не «замылили». Также я писала о том, чтобы сдавать в аренду Костромской областной Думе здание бывшего профучилища, недавно закрытого и переданного в казну г.Костромы, а полученные от аренды дополнительные доходы направить на благоустройство города. Действительно, в опубликованном 26 ноября документе наряду с просьбами «заасфальтировать», «устроить освещение», «сделать ливнёвку», «провести канализацию» есть и более общие – про упомянутую компенсацию и здание, даже про устно озвученные варианты развития ТОСов. От других граждан – про офисы врачей общей практики в районах города, установление мер социальной поддержки для «детей войны», благоустройство частного сектора. Но не вошли ни одним словом озвученные на слушаниях проблемы МУП «Костромагортранс». Ладно, мы знаем, как вести себя в таком случае: собрали подписи под обращением «Отменить решение об оптимизации МУП «Костромагортранс» в виде переезда на базу ГП «ПАТП №3», с продажей комплекса имущества в дер. Самково (бывшее ПАТП-4). Изыскать средства в бюджете г.Костромы на постройку котельной для МУП «Костромагортранс» с целью снижения платы за коммунальные услуги» и отнесли его главе администрации.
По словам чиновников, субсидии на общественный транспорт слишком велики – 55 миллионов в год, даже с учётом новой оптимизации. Но ровно такую же сумму, как оказалось, город платит за вывоз мусора из частного сектора. Жители частных домов оплачивают лишь треть от реально оказываемой этой услуги, в то время как жители многоквартирных домов оплачивают 100% за вывоз ТБО. Из уст Главы города на слушаниях прозвучало: «Может, действительно, нам пересмотреть тариф по частному сектору?» Не очень приятно повышать плату, однако в частном секторе и дороги надо делать, и водоснабжение, и водоотведение и т.п. Меж тем, в деревянных домах не только одинокие пенсионеры проживают. А есть и вообще прекрасные каменные индивидуальные постройки. Что ж, собрали подписи под обращением «Установить тариф за сбор и вывоз ТБО в частном секторе г.Костромы в соответствии с экономически обоснованным. Для малоимущих граждан предусмотреть компенсации платы» и отнесли в Думу г.Костромы. Пусть это всё уже после публичных слушаний, зато с подписями и письменно. 26 ноября бюджет города был принят в первом чтении. Есть время подумать и обсудить предложения до второго чтения бюджета.
Итак, за счёт отмены компенсаций депутатам и аренды уже начавшего разрушаться огромного здания профинансировать коммунальные работы в городе, а за счёт полной оплаты частниками вывоза мусора сохранить базу для общественного транспорта и решить накопившиеся проблемы тех же частников.
Областной бюджет был также принят в первом чтении 26 ноября. И также перед этим проходили публичные слушания, хоть и совсем малочисленные. (Итоговый документ, видимо, опять надо искать по всему сайту областной думы.) Доклад о прогнозе социально-экономического развития и о бюджете. Прогноз в администрации делали по двум вариантам – оптимистическому и пессимистическому. Уточняю: «А по какому варианту планировали бюджет?». Ответили, что по первому. Т.е. «по более лучшему, чем совсем плохой»? Спрашиваю, не пора ли перестать называть бюджет социально-ориентированным, раз в нём в большей степени заложены расходы на образование (т.е. на зарплаты учителям), и не пора ли переходить к бюджету экономического развития? Ответили уклончиво. Ну да и вопрос был риторический. Других вопросов практически не задавалось.
Точно также заранее я подавала обращение в областную думу об аналогичных компенсациях областным депутатам (там суммы вдвое больше, но и округа в 4 раза больше), об аренде для думы муниципального здания (вышеуказанного бывшего ПТУ) с целью экономии средств. Подтолкнуло меня к этому решение депутатов в очередной раз сократить расходы на семьи с детьми: совершенно не индексируются никакие выплаты в течение нескольких лет, постоянно вводится принцип малоимущности на ту или иную меру соцподдержки (например, была отменена «автоматическая» ежегодная выплата семьям с тройняшками, после моего отдельного обращения депутаты обещали собрать целую рабочую группу, но так и не смогли это сделать за 10 месяцев). В частности, осенью 2015 года депутаты решили уменьшить на 100 тысяч рублей единовременную выплату на приобретение жилья при рождении третьего и последующих детей, а также убрать субсидии на питание детей в школах, введя всё тот же принцип малоимущности. Депутаты ответили, что помогать многодетным семьям – это право региона, также его право изменять порядок получения помощи, а раз денег нет, то этот порядок и меняется в меньшую сторону. Про отсутствие индексации льгот умолчали. Зато похвалились, что за текущий год расходы на содержание областной думы были уменьшены на 10 миллионов рублей, и отметили, что на следующий год индексация зарплат областных чиновников не будет проводиться. Добавили, что «ведётся работа по размещению областной Думы в помещениях государственной собственности с целью экономии бюджетных средств» (правда, не ясно, кто куда переехал, и не понятно, почему бы не пользоваться оставшимся от оптимизации казённым зданием).
На публичных слушаниях я решила продублировать своё предложение по компенсациям депутатам, предложив им также ввести принцип малоимущности для самих себя, ведь в областной думе в большинстве своём заседают ещё более крупные бизнесмены, чем в городской. И ещё два выступления осторожно сообщили о грядущем большом социальном потрясении по области в связи с готовящейся отменой субсидий за питание в школах; последствием этого будет отказ родителей от высокой платы за питание, это отразится и на здоровье детей, и на экономическом состоянии школьных столовых. Депутаты опять заявляют – федеральное требование принципа малоимущности. В общем, везде этот принцип, но не среди депутатов. А как многие родители докажут свой невысокий доход? В районах либо нет работы, либо многие работают без официального трудоустройства, очень многие работают вахтами. На мой взгляд, в сложившихся условиях можно было бы отменить субсидии для областного центра (Костромы), в других городах – ввести тот самый принцип, а в остальных муниципальных образованиях – сохранить указанные субсидии в полном объёме. Но по этому предложению надо писать отдельное обращение. Без бумаг движения не будет.
Пока же ко второму чтению я написала другое письмо в комитет по бюджету: о создании антикризисного фонда, о финансировании конкретных областных учреждений, в том числе о необходимости поддержки отдельных предприятий в АПК, про перевод госпредприятия ПАТП-3 на более совершенную базу городского предприятия (т.е. «обратное» предложение по вышеупомянутым предприятиям общественного транспорта в противовес властям). Также вновь заявила претензию о порядке проведения публичных слушаний по областному бюджету и предложила членам профильного комитета взять это замечание на контроль для последующих слушаний бюджета области. Отдел по взаимоотношению с общественными организациями регулярно оповещает о конкурсах, о культурно-массовых и патриотических мероприятиях, но не сообщает о более серьёзных и важных событиях. Так, я с удивлением прочитала на сайте областной думы новость, что 3 декабря состоялось заседание дискуссионного клуба о скрытых возможностях бюджета Костромской области. «Дискуссионный клуб – это новая форма работы областных депутатов. Все общественно-значимые вопросы они решили обсуждать до комитетов, с привлечением экспертов и общественности, чтобы глубже изучать проблему и вырабатывать конкретные, аргументированные предложения. В этот раз организаторы дискуссии пригласили к разговору всех, кому не безразлично финансовое благополучие региона: представителей общественности, отраслевые департаменты, бизнес-сообщество, депутатов. Не пришли на большой разговор те депутаты, кто громче всех критикует областной бюджет. Встреча стала своеобразным тестом на отношение к актуальной проблеме». Я бы обязательно пришла, ведь я – общественность. Но, невзирая на моё участие в публичных слушаниях, на мои предложения по бюджету, письменные и устные, меня не позвали (а также, похоже, и другие общественные организации). Вот это, действительно, «тест на отношение к актуальной проблеме». Ну что ж, жду приглашения на заседание комитета (я об этом попросила). И готовим ещё два обращения.
А с главным финансовым документом области всё плохо, но депутаты хвалятся, что заложили самый маленький дефицит бюджета, что не будут брать в долг, что федерация перекредитует регион на 5 миллиардов рублей почти без процентов в отличие от коммерческих банков, где комиссия составляет 13%. Главное – как преподнести, глядишь – и горчица станет сладкой. Остаётся надеяться, что экономика области пойдёт в 2016 году не по пессимистическому варианту.