Не столь давно по Всемирной сети прокатился скандал, основой которого стала видеозапись исполнения песни "Честь имею" группой школьников в кадетской форме... сделанная в московском "туалетном" кафе. А автор песни Ольга Дубова возьми да и оскорбись этим фактом - да так, чтонаписала гневное протестное письмо, к кому только в нем ни обращаясь.*

Сударыню возмущает только одно: что дети исполнили ее песню в стенах необычной общепитовской точки. Меня же - возмутил? Нет, скорее озадачил - очередной случай поверхностного восприятия вроде бы взрослыми и умными людьми окружающей действительности и тех понятий, за которые они будто бы стоят горой. Борются "за патриоизм" - а путают эпатажный маркетинг с экстремизмом. Да, "Божий дар с яичницей". И ищут оскорбительный подтекст не там, где его следовало бы поискать.

"В открытой группе этого заведения в социальной сети в разделе «Видеозаписи» 9 ноября был размещён видеоролик, на котором в обеденном зале этой уборной, оформленном в «фекальной» тематике, построены в ряд 14 детей, школьников младших классов, в кадетской форме. Дети поют песню «Честь имею!», используя жест воинского приветствия – отдания чести. Песня с детьми хорошо отрепетирована, её исполнение – это не экспромт, а заранее спланированная акция: принесена фонограмма (аккомпанемент), подготовлена звуковая аппаратура. Над видео надпись: «И так у нас бывает в "Crazy Toilet!" Смотрим видео, рассказываем друзьям». Таким образом, достоинство детей сознательно, со злым умыслом, унижено, а сами дети и патриотическая песня «Честь имею!» в их исполнении рекламируют отвратительное заведение!"

Автора оскорбила исключительно обстановка, в которой исполнена песня (наверно, советский тезис "Нам песня строить и жить помогает", утверждающий повсеместное присутствие хорошей музыки в человеческой жизни, Ольге Николаевне - не указ).

Не довольно посредственное (минимум эмоций, текст чеканят, а не поют - разве что синхронность не страдает) исполнение, не попытка одного из певцов приложить руку "к пустой голове" (остальные, видимо, уже знают, что так честь отдавать нельзя), не поведение юных исполнителей за рамками неполных двух минут клипа - только обстановка! 

Первое впечатление от ситуации: "происки конкурентов" и попытка закрыть коммерческое общепитовское заведение, использующее, прямо скажу, не самую эстетичную идею (но, видимо, пользующееся спросом среди ищущих разнообразия? В клипе видно, что кафе не пустует)... "по политической статье". Скорее всего, это впечатление ошибочно (хотя все может быть, все может быть!). Ведь у нас так часто идентифицируют патриотизм по какому-то странному набору внешних признаков, которые вообще ни о чем не свидетельствуют. Да еще оскорбляются, если им возражаешь - до спора!

Как часто у нас "патриотизм" сводится к смотру строя и песни, рисункам в учебных заведениях и творческих центрах к 23 февраля, Дню Победы или другим дням воинской славы, к "Зарнице" и турнирам-мемориалам, к стихотворно-песенным "монтажам" в школах и даже детских садах, где слова читают с "деревянными" лицами, нередко даже не выучив наизусть - с листа...

...К песням и даже качеству их исполнения претензий как раз нет: дополнительное образование у нас в загоне, уровень жизни населения - тоже, так что далеко не у каждого есть возможность обеспечить чаду качественную вокальную подготовку, развитие музыкального слуха и артистических способностей.

А дети любят петь - как правило, любят! - и в силу отсутствия самокритичности и даже музыкального вкуса не чувствуют собственных оплошностей при исполнении. Это нам со стороны их видно: и как "Три танкиста" поют на мотив "Катюши" ("ну похожи же мотивы!"), и как слова путают, и как стихийно сложившийся детский коллектив не поет, а орет, забывая о музыкальной выразительности, а нередко - и дикции (поди еще разбери, что они напели, если у неподготовленных вокалистов во рту "каша"). Но - маленьким певцам в радость, и на том спасибо. И, кстати, при сегодняшнем обилии музыкального материала каждый живой автор мог бы сказать спасибо, что на его песне певцы-любители остановили свой выбор. Ведь альтернатива-то есть всегда - и по тематике, и по авторству... 

Я бы "забросила" эту тему и не возвращалась к ней, но - простите! - вижу опасность от такого формального подхода и "фырканья", что, мол, "оскорбили песню - исполнили не там".

Потому что, создавая некий Продукт - песню, стихотворение, сценарий митинга или литературной встречи - люди выполняют "ситуационное" задание и не вдаются в суть того, чем дальше "сердце успокоится". И что дальше будут делать исполнители, сойдя со сцены.

...На днях одно здание в центре нашего городка встретило утро не в лучшем виде: окна его части, некогда занятой торговым предприятием, были изрисованы свастиками и литературным, но неблагозвучным словом. Стенам тоже досталось. 

Первое желание: "стереть это немедленно". Но пришлось вызвать полицию - хотя это очень неудобно было делать при полном понимании, что наших правоохранительных органов злейшим образом коснулось недофинансирование, что на весь район положено 6 участковых, а есть только три, что не хватает ресурсов на ГСМ и очень не хватет времени... В общем, им "в самый раз" только изрисованными окнами да стенами заниматься. А они приехали, довольно быстро, добросовестно составили необходимые протоколы и даже отобрали образец краски - благо малолетние вандалы (вряд ли взрослые стали бы так упражняться) прошлись и по вывешенному на стене объявлению, которое все равно пора было снимать. И ни словом - ни жестом не высказали недовольства, что их по такому "пустяку" сорвали. Правда, успокоив, что "свастика не в ту сторону, на уголовное дело не потянет, максимум административка за нарушение порядка. А те, кто со знанием дела этот символ рисует, обычно добавляют еще словами - такие случаи бывали, но довольно давно и редко".

...А потом, вооружившись тряпкой и флаконом растворителя, кое-кто всю эту гадость стер, периодически отвлекаясь на развернувшиеся рядом раскопки лопнувшей теплотрассы.

И этот кое-кто очень интересуется: что, в учебных заведениях, где учатся юные "художники", не ведется так называемая патриотическая работа? 

А если ведется - так, может, не в том направлении?

Или заигрались внешними проявлениями и литературными монтажами по случаю красных дат в календаре - а дальше хоть трава не расти? 

А может, дело вовсе в другом, и так называемое "гражданско-патриотическое воспитание" здесь вовсе ни при чем, потому что начинать надо с психологии, элементарной бытовой культуры и с того, что горе-художникам где-то не хватило внимания, понимания и острых ощущений?

Я предложила в одном обсуждении этого инцидента: может, нужно просто выделить жаждущим творчества по специальной стенке (забору, сооружению) в каждом микрорайоне - там, гед это не вредит ничьему имуществу - и расписывайте компактно, в одном месте? Нет, не годится: "им нужен риск и ощущение собственной крутизны от того, что переступили черту дозволенного". Ну уж, простите - это иной разговор, ПОЧЕМУ им это нужно.

Жаль мне, что пока взрослые играют в показуху и называют ее патриотизмом, пока туда же впутывают маркетинг и пиар - подрастает поколение обезбашенных "любителей риска", которые самовыражаются, рисуя гадости на чужих стенах и покрывая нецензурной бранью незнакомых взрослых людей (и это было. Еще весной-летом). Строите вы, господа, крышу вперед фундамента. А фундамент рассыпается. Перестаньте уже витать в небесах да посмотрите на разрушающиеся основы - и спасайте их, а не катайте гневные обращения в высокие инстанции против "туалетных кафе"... 

 

* Цитата:

Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Копии:
Председателю Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину,

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко,

Мэру Москвы С.С. Собянину,

Генеральному прокурору России Ю.Я. Чайке,

Председателю Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкину,

Министру обороны Российской Федерации С.К. Шойгу,

Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову,

Министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому,

Секретарю Общественной палаты РФ А.В. Бречалову.

...странно, что в ООН не написала.

Оригинал