Йошкар-Ола не так давно была одним из советских городов, сливающихся в памяти в бесконечные массивы ветшающих блочных домов. Однако с 2001 г. Республику Марий-Эл возглавил Леонид Маркелов, большой ценитель архитектуры. Его градостроительная политика - пример того, что даже в условиях небольшого дотационного региона, вкус главы может отлиться в масштабные архитектурные формы. Это типичное проявление авторитарной системы: новый стиль столицы республики рождался вне всяких заметных для общественности обсуждений. В нем нет и намека на борьбу интересов и вкусов, что характерно для городов, растущих в условиях более или менее демократической системы. Демократия порождает постмодернисткую эклектику. Жители Йошкар-Олы регулярно с недоумением обнаруживали все новые здания и статуи. Одни иронизировали, другие возмущались, третьи пытались увидеть сквозь хаос строек будущую гармонию. 
И сейчас она уже очевидна. Вырос постмодернисткий центр, в котором причудливо смешались архитектурные мотивы средневековой Москвы, Флоренции и Брюгге (Бельгия). Получилось причудливое сочетание произвольно выбранных цитат из истории мировой архитектуры - одно из важных проявлений постмодернизма. 



С одной стороны, все больше местных жителей признают, что центр города преобразился в лучшую сторону, что тут теперь есть, где погулять, есть, что показать свои гостям. В поезде хозяйка турфирмы из Чебоксар сказала мне, что теперь Йошкар-Ола конкурирует с Казанью за туристов из региона, выбирающих маршруты кратковременных поездок. В городе появились туристические автобусы (трудно было представить, что лет 15 назад кто-то заказал бы турпоездку в этот город).

С другой стороны, критики задают вечный вопрос: "А откуда деньги?" Попутчица, живущая в Йошкар-Оле и работающая на очень малой должности в медицине, сетовала, что строятся роскошные здания, а она получает только 5 тыс. руб. в месяц. Нередко упоминается и непростая экономическая ситуация в городе и республике: рабочих мест мало, а те, что есть, низкооплачиваемые. В результате молодежь едет искать счастья куда-то в иные места. Говорят и о сомнительном инвестиционном климате: бизнесмены сюда не рвутся, а те, что есть нередко проявляют желание уйти. Последний наиболее яркий пример - свертывание в республике бизнеса местных магнатов Одинцовых, которые в чем-то не поладили с главой республики. Вокруг небольшого и уже привлекательного центра стоят массивы ветхого и серого жилья.
И тут вечная дилемма: улучшать условия жизни населения или создавать парадный город? Авторитарные режимы всех времен (египетские фараоны, Петр I далее до бесконечности) выбирали парадную эстетику дворцов и культовых сооружения. Такой выбор сделан и здесь. 








Оригинал