У власти (любой) есть несколько инструментов поддержания порядка. Это, образно выражаясь, кнут, телевизор и холодильник. Кнут в запасе у любого государства, но умные правители, стараются им не раздражать народ, ибо баланс порождаемых им страха и раздражения неустойчив. Более эффективна пара - телевизор и холодильник. Когда они в паре - власть стабильна, хотя эта стабильность не гарантирована, поскольку бучу поднимают обычно далеко не самые голодные. Вернее поведение смутьянов не зависит ни от от телевизора, ни от холодильника. Они живут в мире идей и ценностей. Однако для перемен во власти необходимы массы, которые более чувствительны к этим рычагам.
Правда, есть еще один традиционный механизм борьбы за укрепление существующего режима: внешние угрозы. Атмосфера осажденной крепости эффективнее и телевизора, и холодильника. 

Вот соображения на этот счет Гуриева с моими комментариями:

Из доклада экс-ректора РЭШ, а ныне главы Европейского банка реконструкции и развития Сергея Гуриева «Роль цензуры и пропаганды в современных автократиях» на площадке Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина (презентация по скайпу):
"Сегодня большинство недемократических режимов отказались от массовых репрессий, остались только точечные репрессии. В СССР оппонентов Сталина сажали, сегодня такие режимы пытаются сказать: “У нас демократия, у нас есть выборы и если политики не добиваются успехов, то это только потому, что они непопулярны”.
"Сегодняшние автократы носят серые дорогие костюмы и галстуки, они выглядят как гражданские люди и пытаются не запугать общество, а быть популярными. Потому что сегодня у человека, живущего в Турции или в Иране, гораздо больше информации о том, что происходит в Европе или в Америке.
И этому человеку нужно объяснить, почему он живет не так богато, как там. Поэтому современные недемократические режимы не запугивают человека, а пытаются ему понравится, и делают это с использованием информации".
"Для того, чтобы такой режим работал, необходимо, чтобы большинство людей думало, что у власти стоит компетентный лидер, что он лучшее, на что они могут рассчитывать.
Нужно убедить их, что если и есть какая-то оппозиция, то если она придет к власти, будет хуже. Для того, чтобы донести этот месседж своим гражданам, режим тратит огромные деньги".
"Мы попытались построить теорию о том, сколько могут просуществать такие режимы. Возможно, что вполне рациональные избиратели продолжают поддерживать режим, если тратится много денег на пропаганду, цензуру. Мы полагаем, что это не бесконечно".

Мой комментарий:

Во-первых, объяснение положения режима пропагандой - большое упрощение, характерное для тех, кто смотрит сверху вниз на глупое население, не способное жить своим умом и ищущее ответы в телевизоре. Простота элиты проявляется в простоте ее представлений о народе. Что может быть проще, чем все списать на телевизор? Проблема, однако, в том, что и люди, не имеющие телевизора, часто поддерживают режим. Значит, причины сложнее?
Во-вторых, если авторитарный режим держится не на репрессиях, а на пропаганде, значит он уже не авторитарный. Власть, которая держится только на манипулировании сознанием, может безбоязненнол опираться на демократические механизмы. Тогда где же разница? Опять все не так просто.

Гуриев:
"Народ смотрит и в холодильник, и в телевизор, и у режима начинает не хватать денег, чтобы финансировать и холодильник, и телевизор одновременно.
В пропаганде есть два равновесия: либо режим использует подкуп и пропаганду, соответственно, тратит больше денег и вероятность его выживания выше. Либо режим использует пропаганду и цензуру, тратит меньше денег, но вероятность его выживания меньше.
Российский режим переключился во второе равновесие. Если главное – это не подкуп, а цензура, то вы реагируете на внешние шоки, падают темпы экономического роста, режим реагирует на это закручиванием.
Наша теория предсказывает, что не нужно ждать либерализации законодательства и оттепели.
Если цены на нефть не поднимутся, то не стоит ждать, что режим просуществует слишком долго. Большинство граждан поймет, что в холодильнике пусто, несмотря на красивую картинку в телевизоре".

Этот простой, очевидный, но оттого не менее убедительный вывод уже не вызывает возражения. Если не считать необходимое уточнение: это механизм работает только в условиях мирного времени, мирной жизни и мирного сознания. Если страна превращается в осажденный лагерь, то тут правят совершенно иные законы.

Оригинал