Как можно переделывать сознание людей помимо их воли?
В этой заметке, я продолжу начатый ранее рассказ о процессах в городе Кирове, которые являются примером манипуляции общественным сознанием.
Итак, вот ещё несколько направлений этой манипуляции.
Направление № 4. Формирование новой культурной среды.
Под предлогом развития внутреннего туризма, происходит формирование новой, псевдовятской культурной среды. Для туристов подготовлена серия праздников, фестивалей и прочих мероприятий, посвященных как бы исконно вятским ремеслам, обычаям и традициям. Но на самом деле, все эти фестивали в принципе не могут приобщить путешественника к местной народной культуре, так как очень далеки от неё. Наоборот, элита, во имя прибыли от туризма, разрушает народные промыслы - подчиняя их примитивному культурному запросу потребителя.
Сейчас в городе сформирован небольшой культурно- туристический анклав на бывшей улице Дрелевского, сейчас переименованной в Спасскую. Здесь собраны магазины по сбыту ремесленной продукции, недавно был открыт музей шоколада, музей досоветской культуры и быта. И одновременно с этим идёт «оптимизация» других культурных заведений: закрываются музеи и кунсткамеры, скрещиваются и упаковываются вместе библиотеки с музеями. То есть создание искусственных достопримечательностей для туристов, идёт вместе с уничтожением культурно-образовательных учреждений, обслуживающих местных жителей.
Также для развития внутреннего туризма официальную поддержку правительства получила частная инициатива - проект экскурсий по городу: «Пешком по Вятке».
Центром туризма Кировской области разработан список туристических маршрутов по городу, но в их названиях слово «Киров» не упоминается вообще, только «Вятка». Даже в маршруте, посвящённому 70-летию Победы.
Мощным фактором закрепления создаваемой идентичности – является навязывание через символы, образы, визуальный ряд. В Кирове для оформления такого визуального образного ряда, были взяты элементы из росписи дымковской игрушки. В результате, идет разделение самой этой игрушки и ее орнамента, который имеет свое собственное название «Дымка».
В контексте развития внутреннего туризма, этот орнамент, взятый на вооружение для пиара области, используется повсеместно. Идет навязчивое оформление в этом стиле городских объектов: жилых домов, переходов, трансформаторных будок, парков. В прошедшие выборы губернатора - все агитирующая продукция была выполнена на фоне дымковской росписи.
Отдельная опасность такого выделения одного культурного элемента культуры заключается в примитивизации самой культуры. Она скукоживается до нескольких своих элементов. Одновременно, этот процесс забалтывается разговорами о разнообразии и богатстве русской культуры.
Направление № 5. Экономическое направление. Создание бренда "Вятка".
В Кирове широко развернута рекламная компания «Покупай Вятское», направленная на поддержку местных производителей. Компания хорошая, но её внешняя атрибутика используется организаторами для навязывания «вятскости».
Активно поддерживает губернатор Никита Белых местный пивзавод «Вятич». В своей рекламной продукции пивзавод постоянно спекулирует на низменных потребностях человека, а отдельные ролики, по сути - растлевают молодежь. Таким образом завод влияет на формировании сознания общества, особенно этот процесс возрос после то ли инцидента, то ли шоу-спектакля во время ежегодного общения В. В. Путина с прессой, где был задан вопрос про «Вятский квас».
Направление № 6. Проекция вятской идентичности на советское прошлое.
Отмечен факт постоянной подмены определений - советских солдат, маршалов и героев, раз от раза называют вятскими. Последним резонансным мероприятием стало наименование экскурсии посвященной 70-летию Победы « Вятка - кузница Победы».
Направление № 7. Создание образа будущего.
Одним из доводов переименователей являются утверждение, что смена названий окажет какое-то однозначно благое влияние на окружающую действительность, сформирует новую реальность свободную от «совковых» недостатков. Но дело в том, что постсоветская реальность уже сформировалась и существует сейчас. Поэтому переименование в этом смысле ничего кардинально не изменит. Каждый может оглянуться вокруг и посмотреть, что из себя представляет жизнь в стране, освобождённой от советского наследия.
Но, не смотря на это, попытки описания благого постсоветского будущего существуют, и иногда они носят достаточно развёрнутый и детальный характер. Примером является Форсайт-проект Вятка-2050. Его автор – ректор института ВСЭИ, профессор, доктор экономических наук, кандидат философских наук и президента "Вятского интеллектуального клуба" Владимир Сизов.
В целом, этот проект можно обозначить как фантастическую утопию. Поэтому, его трудно воспринимать всерьёз.
Разумеется, самым первым пунктом проекта, является «предвидение», что Киров переименован в Вятку. В будущем, которое описывает автор, с помощью электронных средств организован тотальный контроль за всеми жителями города.Построены три (!) авкапарка, развлекательно-торговый центр с небоскрёбом, Дома культуры, филармония, цирк, диорама снесены, как морально и физически устаревшие, а на месте филармонии и диорамы построены церкви. Место ВУЗов и техникумов займут Центры профессиональной информации для закачки информации в мозг. Построены заводы по производству пищевой биомассы, нанотехники и донорских органов. Упоминаются меры для увеличения роли и влияния церкви в городе, но влияние этих мер на духовно-нравственное воспитание жителей выглядит сомнительным, так как даже Великорецкий крестный ход преподносится как комфортное развлечение для туристов.
Подводя итог, можно сказать, что от лобовых попыток переименования города – десоветизаторы видимо отказались. И целиком переключились на создание вятской идентичности, которое теперь подаётся под видом просвещения и воспитания любви к своей малой родине.
Но стоит заметить, что в первую очередь, в эту ловушку попадают искренние ценители настоящей вятской старины, которым хочется сказать следующее:
Граждане, будьте бдительны!
Остерегайтесь подделок.
Вятка и Vятка – это совсем не одно и то же.
Источник.
22 Ноя 2015, 19:18