Угадай-ка.
Святейшие Патриархи Московские и всея Руси:
Сергий (Страгородский) – 1943,
Алексий (Симанский) – 1945,
Пимен (Извеков) – 1971,
Алексий (Ридигер) – 1990,
Кирилл (Гундяев) – 2009,
в чём между ними разница?
Очень жаль, что вопросы задаю я, священник из с. Карабаново Костромской епархии. В 1980-84 гг. я учился в Московской духовной семинарии. Краснодарские, Ростовские, Ставропольские собратья животики надрывали, показывая пальцами на нас, бедолаг, Костромских, Вологодских, Ивановских: «Гляди, Карл Маркс какой! Бородищей оброс, пишет чего-то, книжки читает. Мне и конспект не прочитать, а он – книжки! Слышь, брат вологодский, хочешь подработать? Вот тебе три пузыря. Настоящие, не «Сучёк», не «Солнцедар», для себя вёз. Напиши за меня курсовую, а я хоть посплю».
Костромскому-деревенскому всероссийский конкурс не объявить. А жаль. За лучший ответ можно бы «Ауди», и даже «Ягуар». В чём разница между пятью Патриархами?
3 мая 1990 г. умер Патриарх Пимен. В начале июня в статье «Выборы Патриарха. На распутье или в тупике?» я писал, что предыдущие три (Сергий, Алексий, Пимен) различаются разве что размерами головных уборов да степенью владения французским языком.
Канадский историк профессор Дм.В. Поспеловский разгромил статью. Он много лет неизменно критиковал меня за каждое слово, за каждый шаг (впрочем, не только он, но и все зарубежные друзья Московской Патриархии – епископ Василий (Родзянко), протоиерей Дмитрий Константинов и др.)
Профессор Поспеловский так писал о Патриархе Пимене:
«Личность, возглавлявшая Церковь, Патриарх Пимен, была по своей бездеятельности, серости и безвольности вполне под стать личности, возглавлявшей государство и партию. Да и коррупция, окружавшая Пимена, была под стать брежневской».
«В последнее десятилетие, когда покойный Патриарх Пимен фактически был уже не у дел, Церковью управляли его именем временщики, окружавшие Патриарха, а временщиками в значительной степени управляла небезызвестная «контора», нередко посредством шантажа».
«При новом Патриархе, Алексии, всё будет по-новому. Он дал мне честное слово. Всех недостойных архиереев изгонят из Церкви на ближайшем Соборе. Вот увидите. Не улыбайтесь. Вы – скептик. Митрополита Филарета Киевского за недостойный образ жизни уже удалили. И других накажут», – горячо убеждал меня профессор.
Я возражал редко и односложно, мне было жаль обижать и разочаровывать очень доброго и очень наивного русскоязычного иностранца. Даже редактор «Вестника РХД» профессор Никита Струве в 90-е годы всякий вздор о наших коммуно-сергианцах говорил и писал. Как-то в его городишке во Франции мы гуляли до двух часов ночи, почти ни в чём согласиться не могли. Теперь наши Владыки дружными совместными усилиями, кажется, исцелили Никиту Алексеевича от иллюзий.
Однажды о. Глеб Якунин услышал слова Дм. Поспеловского о духовном суде над митрополитом Филаретом Киевским. Глеб был человеком не моего темперамента, он вцепился в пиджак профессора: «Так Денисенко Киевский по естеству всю жизнь с бабой жил, она ему детей рожала. А эти против естества, хуже всякой скотины! Филарета ни за что осудили!»
Вечером на Казанскую, в прошлую среду, звонок за звонком: «Послушай, что Патриарх Кирилл сегодня в Манеже на выставке о Сталине сказал!» Слушаю. Да ничего не сказал. Просто ещё раз засвидетельствовал, что он, Кирилл, – сергианец, советский человек. Я об этом писал в позапрошлом году. И в октябре сего года тоже писал. Заходите на наш сайт. Читайте ЖЖ. Читайте «Сноб».
У сергианца никогда не было, нет и не может быть своего мировоззрения. Такая роскошь ему не по карману. Его взгляды, симпатии, антипатии прежде определялись вчерашней передовицей «Правды». Потом стали определяться чьей-то речью на вчерашнем приёме в Кремле.
Сенсация! Патриарх Кирилл превознёс И.В. Сталина. А кто его, эффективного менеджера, сегодня в высших сферах не превозносит? Внимательно читайте Декларацию о радостях от 14 (27) июля 1927 г.: «Мы, церковные деятели, с нашим народом и с нашим правительством». Читайте Декларацию. Читайте «Новую газету» от 26 октября сего года, где по благословению г-на Владимира Легойды расхваливается митрополит Сергий и его гнусная Декларация. Оставьте в покое Патриарха Кирилла. Митрополит Сергий превозносил Сталина выше. Патриарх Алексий I ещё выше. Митрополит Николай (Ярушевич) ещё выше. Они не сталинисты, они флюгеры такие – сергианцы называются.
Два последующих поколения сергианцев – соратники Святейших Патриархов Пимена и Алексия II – генералиссимуса не вспоминали: «Правда» молчала и прямых указаний ни со Старой площади, ни с Лубянки не поступало в Чистый переулок.
Не сердитесь на Патриарха Кирилла, дорогие братья и сёстры, не злословьте.
К сим элементарным пролегоменам прилагаю статью «Право на правду» примерно на ту же тему о сергианцах.
Считаю своим долгом засвидетельствовать, что заглавие статьи позаимствовал не у матерого антисоветчика и злобного антисергианца русского мыслителя И.А. Ильина, а у Святейшего Патриарха Кирилла. В 1989 г. в беседе с С.Б. Филатовым архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев) говорил: «Всем нам необходимо хранить чувство правды и требовать от себя и от других право на правду».
Тогда на фуршетах в Кремле были в моде именно такие сентенции.
3 ноября сего года, накануне Казанской и выставки в Манеже, я отправил статью «Право на правду» в «Новую газету». Там она, думаю, и лежит.
Священник Георгий Эдельштейн.
с. Карабаново