Русский автозак-клетку из далекого 1989 года все уже видели? (фото отсюда). А теперь про день сегодняшний.
Содержание человека в металлической клетке во время судебного разбирательства само по себе является унижением человеческого достоинства и нарушает статью 3 Европейской Конвенции по правам человека, запрещающую пытки. Такое обращение в силу его объективно унизительного характера несовместимо со стандартами цивилизованного поведения. На это единогласно указала Большая палата Европейского Суда по правам человека (выше неё – только Господь Бог) в своем постановлении от 17 июля 2014 года по делу «Свинаренко и Сляднев против России» (жалобы №№ 32541/08 и 43441/08).
Прошло без малого 16 месяцев, и вот оно, моё самое сильное впечатление от пятничного судебного заседания Басманного райсуда Москвы, где продлевали на четыре месяца арест второсортных фигурантов уголовного дела экс-главы Коми Вячеслава Гайзера. В клетку площадью 2,5 кв.м (может и меньше, но точно не больше) полицейский конвой вполне себе варварски запихнул шесть мужчин (один из них, Pavel Marushchak, ходит на протезе) и одну женщину. На каждого пойманного животного, таким образом, приходилось 0,36 кв.м личного пространства и примерно 30 сантиметров длины скамейки. Два человека (на момент, когда публика была удалена из зала судебного заседания, ими были экс-член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Коми Евгений Самойлов и действительный член Избирательной комиссию Республики Коми от партии «Яблоко» Игорь Кудинов) не имели возможности в этой тесноте даже сидеть. И на все это спокойно смотрела Наталия Дударь, судившая коми-зырянских «мафиози».
Тут стоит напомнить, что предоставление одному заключенному 0,5 кв.м личного пространства, по мнению Европейского Суда по правам человека, недопустимо даже при их банальной перевозке в тюремных транспортных средствах. На это в Страсбурге регулярно указывают властям нашей Родины, где на одного зека в автозаке обычно выделяют от 0,3 до 0,4 кв.м.