Конечно, нынешняя Россия – не древний Египет, о ней вроде не напишешь: «Народ стонал под ударами плетей и изнывал от непосильного труда». Однако, записав нижеследующий рассказ о злоключениях простой русской женщины, мне кажется, что он достоин войти в будущие учебники истории, как иллюстрация положения обыкновенного жителя нашей страны в начале XXI века – период, что многие современные политики и официальные политологи восторженно отнесли к эпохе небывалого развития и процветания.
Мария Николаевна одна воспитывает двоих детей: сын ещё посещает детский сад, дочь – начальную школу. Неполная семья – явление сейчас ординарное, примерно 30% детей школьного возраста растут в подобных семьях. Не редкость также, что фактической помощи от отцов по разным причинам они не получают. Чаще помогают бабушки, вот и в этом случае – мать Марии (женщина довольно молода, потому просто по имени).
Пару лет назад семья из 4-х человек получила однокомнатную квартиру в новом панельном доме в рамках программы по расселению из ветхого жилья. Раньше у них было две комнаты, печь, холодный туалет, а потом, по чиновничьим меркам, их облагодетельствовали. «Я сразу понимала, что с нашими доходами коммунальные платежи тянуть будет сложно, но остаться в прежнем доме не позволили», - признаётся Мария. Новый дом, кстати, неплохой, если не считать отсутствия шумоизоляции: слышно всё, что происходит за стенкой. И если не брать во внимание, что за вычетом прихожей, кухни и санузла на саму комнату приходится 16 кв.м., где семья ютится вчетвером.
За счёт минимальной пенсии и небольшой зарплаты женщинам худо-бедно удавалось своевременно погашать коммунальные платежи. Однако в 2014г. на хлебокомбинате, где трудилась Мария, стали задерживать заработную плату, а потом предприятие вовсе остановилось. Прошёл год, а скопившийся долг в 70 тыс. перед ней сохранился практически неизменным. Судебные приставы изредка делают мизерные перечисления в 100-200 рублей. С потерей работы семья была вынуждена прекратить платежи за отопление: денег не хватало на питание и сборы детей в учебные заведения, Марии пришлось несколько раз воспользоваться услугами учреждений микрокредитования.
Новое рабочее место ей удалось найти спустя несколько месяцев, но только с минимальной оплатой труда. Долг же перед коммунальщиками к тому времени успел накопиться значительный. В магазинах росли цены на продукты питания и товары первой необходимости, бабушка заболела, и часть средств уходила на лекарства.
На безответственных квартиросъёмщиков обслуживающая организация подала в суд. Количество неплательщиков за услуги ЖКХ в поселке с высокой безработицей вообще зашкаливает, поток взысканий через мировой суд поставлен на конвейер. Впрочем, всё равно, суммы, которые в принципе невозможно вернуть, для управляющей компании исчисляются сотнями тысяч, если не миллионами. Вдаваться мировому судье в жизненные обстоятельства каждого бедствующего гражданина – значит, превратить вал документации совершенно уж в неподъёмный. Это только в телевизионных ток-шоу есть четверть часа, чтобы в заштатном судебном процессе поинтересоваться чьей-то судьбой. Мария же вовсе не получала повестки в суд, а о судебном решении узнала после блокировки зарплатной карты, с которой не смогла снять свою «минималку» - ей объяснили, что почта плохо работает.
Таким образом, в день расчёта деньги свои женщина не получила. Вскоре она не смогла в срок внести платёж по кредиту, стали набегать проценты. В долг больше никто не дал. Семья начала голодать. «Не знаю, на что хлеб купить», - признаётся Мария. А по долгу за отопление с её зарплатой нужно было рассчитываться ещё целых три месяца, без учёта текущих платежей.
Мария не подкована в законах и с опаской смотрит на любого государственного служащего. Да и как иначе? Служащий в форме, сыт, уверен в себе и собственной правоте. Росчерком пера он способен лишить её последней копейки и обречь на новые унижения. Лишь безвыходная ситуация заставила нарушительницу обратиться за помощью к коллегам и те выяснили, что служба судебных приставов ждёт справки, что карта – зарплатная, тогда с неё станут вычитать «лишь» 50%, может, и меньше, как посмотрит начальник. Мария известию обрадовалась. Наверное, теперь она, получая 3 тысячи в месяц, постарается оплатить все долги и снова сможет покупать хлеб и молоко по социальным ценам.
Пока же она решает задачу иного масштаба, как доехать до райцентра – кошелёк-то совершенно пуст. Мир не без добрых людей, на проезд кто-нибудь даст взаймы.