Умиляют некоторые авторы прошлого, писавшие о темноте и невежестве "инородцев". 

Вот, например, о черемисах в анонимной статье "Религиозное движение между черемисами" ("Православное обозрение", 1868, т. 25, вып. 1). 

Говоря о необыкновенном духовном подъёме и тяге к православной вере, автор, в то же время, отмечает: "Рядом с христианскими понятиями уживались здесь остатки прежней религии в древних языческих обрядах, жертвенных возлияниях и приношениях; уцелела вера в кереметей, ворожников, сны, встречи, приметы. В этой-то тёмной, невежественной среде..."

А у нас, русских, в то время, значит, уже не было веры в "ворожников, сны, встречи, приметы"?

1868 год. За двадцать лет до "Воскресения" Л. Н. Толстого. Помните, там русский мужик убил бабу, посчитав, что она ведьма? Баба стирала бельё, ветер задрал ей подол, и мужику почудился хвост...

А вы говорите: тёмные инородцы.

Оригинал