Приглашение на Молодежный экологический конгресс – честь, редко выпадающая. А тот факт, что конгресс будет проходить в нашем городе, добавляло значимости происходящему событию. На конгресс должны были собраться около полутора сотни молодежи, членов клубов друзей заповедников и национальных парков со всех уголков б. СССР.
 
Естественно, на конгресс требовались вожатые – комиссары, и кому ими быть, как не членам нашей Дружины охраны природы. Всего требовалось восемь вожатых (потом их число сократилось до шести).
После брошенного клича желающих набралось значительно больше. Часть, как водится, отсеялось ещё на предварительном этапе (кто-то не может, кто-то расхотел, кто-то заболел), но оставшимся в любом случае предстоял серьезный кастинг.
И вот в назначенное время кандидаты на почетную, но весьма трудную должность вожатых конгресса, собрались в отеле «Бенефит Плаза», что расположен в одном из спальных районов нашего города.
 
Сотрудники ЭПЦ «Заповедники» уже ждут нас. Кандидатов рассаживают вокруг стола и предлагают рассказать о себе, ответив на пять вопросов. Последним вопросом был несколько необычным. Предлагалось назвать … животное, с которым претендент себя ассоциировал.
Надо сказать, первоначально вопросы вызвали у претендентов некоторое смущение. Зоологическими познаниями они явно не отличались, так что наш «зоопарк» в итоге оказался состоящим лишь из собак и кошек. Похоже, организаторы конгресса были сим фактом слегка разочарованы.
 
Затем последовала небольшая экскурсия по отелю с выбором мест для дислокации отрядов и проведения вечерних «огоньков». После чего претендентам было предложено опять собраться в зале. Уже другая женщина организатор показала кандидатам в вожатые несколько игр на знакомство и коммуникабельность. Игры эти требовали немалого внимания и незаурядной реакции. Организаторы внимательно следили, кто как играет и делали соответствующие выводы. На том наш первый день участия в Молодежном экологическом конгрессе закончился.
На следующий день кастинг продолжился. Он проходил вроде бы в шутливой игровой форме. Участникам предлагалось сыграть в несложную детскую игру, а в это время организаторы внимательно наблюдали за ними. Их выводы были на редкость точны и определенны. Мне ничего не оставалось, как любоваться работой педагогов высшего класса.
 
После окончания кастинга у отобранных счастливцев был слегка утомленный и растерянный вид. Типа, если кастинг такой, то что нас ждет дальше? Участникам были выданы фирменные свитера с указанием их непременно погладить (легкая паника среди мужской части нашей делегации).
 
Пока проходил кастинг, уже прибывшие на конгресс участники занимались в вестибюле не менее важными делами: разрисовывали большие куски материи эмблемами своих клубов – друзей заповедников и национальных парков. Другие разрисовывали маски, придавая им вид различных звериных морд – тигров, барсов, сайгаков, медведей и т.д.
Следующая часть конгресса проходила во дворе отеля. Дети и взрослые образовали два отдельных круга во главе с ведущими – организаторами. И тем, и другим было предложено опять же несколько игр на знакомство. Практически все участники с удовольствием приняли участие.
 
За игрой мне удалось познакомиться с несколькими участниками конгресса. Руководитель клуба друзей заказника «Ельня» из Беларуси поведал мне, что их поездку профинансировал Союз охраны птиц Беларуси за счет британского гранта. Оказывается, зарубежные западные фонды весьма активно работают на территории Беларуси, финансируя различные природоохранные проекты.
Интересный разговор получился у автора этих строк с завучем школы – интерната поселка Тазовский, представляющим на конгрессе клуб друзей Гыданского заповедника. Мой собеседник жаловался на свой контингент, состоящий в основном из ненецких детей, решительно не желающих и неспособных усвоить даже современную школьную программу. Они все время норовят убежать обратно домой в тундру. Среди них нередки случаи суицида.
 
После общения во дворе мы вернулись в конгресс-зал отеля, где наше общение продолжилось. Речь пошла о предстоящем праздновании 100-летия заповедной системы России, а также о том, что 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий.
Затем наступил ответственный момент формирования отрядов. Детей попросили выйти и построиться в зависимости от морды того зверя, что был изображен на их маске. Типа, тигры – отдельно, сайгаки – отдельно, медведи – отдельно и т.д. К ним подходили вожатые, которые затем уводили детей готовиться к вечернему делу.
 
Когда дети ушли, мы прослушали несколько докладов, из которых мне запомнился интересный рассказ о «балу на берегу Телецкого озера», организованный участниками клуба друзей Алтайского заповедника. Гвоздем программы стала выплывающая яхта с алыми парусами, которую встречала ждущая своего Грея Ассоль, роль которой исполняла девушка волонтер из Москвы.
На следующий день состоялось торжественное открытие Молодежного экологического конгресса во Дворце детей и юношества. Его нет нужды подробно описывать. Подобные мероприятия похожи одно на другое и представляют собой сочетание номеров детской самодеятельности с выступлениями, поздравлениями, награждениями и т.д. Финалом открытия стало торжественное растягивание огромного полотнища, сшитого из отдельных кусков, которые за день до того разрисовывали участники конгресса. Установка полотнища сопровождалось общим исполнением «Гимна друзей заповедных островов».
Третий день конгресса. Дети и взрослые занимаются отдельно друг от друга. Первые проходят мастер-классы по решению экологических проблем, освещению экологических проблем в средствах массовой информации, на командообразование и т.д.
 
Тем временем взрослые участники конгресса слушают доклады руководителей клубов «Друзей заповедных островов». Автору запомнились два доклада, посвященных национальному парку «Онежское Поморье» и Даурскому заповеднику. Здесь выявилась новая роль детских клубов, позволяющих установить добрососедские отношения между заповедниками и местным населением.
Особенно мне запомнилась история с «Онежским Поморьем». Создание национального парка сразу поставило под угрозу население ближайших пяти деревень, живущих до этого рыбным промыслом. Деревни стали стремительно пустеть – молодежь уезжала, более старшее поколение продолжало ловить рыбу, периодически вступая в стычки с инспекторами национального парка.
Дело дошло до президента. И тогда руководители детских клубов организовали несколько экологических лагерей для местных детей. Детям рассказывали о значении национальных парков и природоохранной работы, проводились занятия о природе национального парка и его структуре. Кроме того, с ними проводились занятия по современным танцам, восточным единоборствам, изобразительному и скульптурному мастерству. Так через детей удалось достучаться и до взрослых! Отношение к национальному парку среди местного населения стало более терпимым. Некоторые местные жители даже пришли туда работать.
 
После обеда автор выслушал интересный рассказ о проекте «Заповедная киношкола», проводимом сотрудниками Вишерского заповедника. Проект разделен на несколько этапов. Первый проводится в самом Вишерском заповеднике. На его территории устраивается детский лагерь (хотя и взрослым участвовать не возбраняется). Число участников обычно не превышает полутора десятков. Стоимость трехнедельной путевки – 14 000 рублей (кроме проезда до Перми). После первого этапа отбирается один – два участника, которым предоставляется возможность БЕСПЛАТНО посетить любой заповедник России в составе экспедиционной киногруппы. После второго этапа можно получить соответствующий сертификат и делать авторские фильмы. Авторы этого проекта выразили надежду, что данный проект позволит хотя бы частично решить кадровую проблему, стоящую перед многими заповедниками и национальными парками.
В оставшейся части конгресса автор принимал эпизодическое участие, лишь сыграв некоторую роль в принятии резолюции конгресса, в которой было принято решении и проведении проектов, посвященных предстоящему проведению празднования 100-летия российской заповедной системы.
 
Общий вывод по конгрессу:
 
Участие в столь значительном мероприятии и общение с грамотными и увлеченными педагогами, несомненно, пошло на пользу Дружине охраны природы Воронежского педагогического университета. Мы приобрели ценный опыт и получили дополнительные контакты и возможности для своего развития. Прямо на конгрессе автора этих строк посетили некоторые мысли о возможных будущих проектах, которыми я пока позволю себе не делиться. А то, правда, боюсь сглазить!
 
Оригинал