Всегда интересно докапываться до первоисточников. Была у меня в детстве невзрачная такая книга местного издательства - "Марийские народные сказки" (сост. Акцорин, В. А. Йошкар-Ола, 1984). Сиреневенькая картонная обложка, иллюстрации неплохие, но напрочь убитые убогой полиграфией. Судите сами:




В общем, в отличие, скажем, от подарочных "Сказок лесов", впечатления книжка не производила. Сказки там были даны в обработке. Был в советские времена такой фольклорно-литературный жанр. И вот среди прочих запомнилась мне сказка "Огонь и человек" (в обработке В. Муравьёва). Речь там шла о мужике, который корчевал лес под посевы, умаялся - и загоревал.

"Вдруг видит он: по лесу среди черных лип и белых берез, среди желтых сосен и зеленых веток идет кто-то. Вроде бы и человек, да чудной какой-то. Быстро идет, словно ветром его несет. Кафтан на нем алый, широкий, длинные-полы развеваются, белую подкладку кажут.
Приблизился он к мужику, остановился и говорит:
— Удачи тебе, мужик, в твоем деле. А что ты делаешь?
— Лес под поле свожу. Трудился, трудился не покладая рук — расчистил лишь малое место. С такого поля не прокормишься. Да еще надо бревна и пни убрать, тоже работа нелегкая.
— Хочешь, я тебе помогу?
— Помоги, приятель. Вдвоем больше сделаем.
— Я один управлюсь, а ты отойди в сторону. Мужик отошел в сторону, а тот распахнул свой алый кафтан, взмахнул широкими рукавами на белой подкладке, взмахнул алыми полами.
Стали рукава белым дымом, а полы алым пламенем.
И тотчас же наваленный на поле сушняк задымился, полетели искры, забушевало пламя, охватило и пни, и бревна.
Мужик испугался".

Всё кончилось хорошо: мужик и огонь (а это был огонь) подружились, и огонь переселился жить к мужику, стал ему блины печь и т.п. (Где в это время была баба, не говорится.) 

Позднее пересказ этой сказки встречался мне в других книжках, и с каждым разом я всё больше хотел узнать, что же это за сказка такая. Очень уж она необычная. И точно! Никакая это оказалась не народная марийская сказка, а... народная марийская легенда, причём дошедшая до нас не в подлинном виде, а тоже в литературном пересказе.

Вот "оригинал" этой легенды, приведённый в статье К. С. Рябинского "Ардинский приход Козьмодемьянского уезда". Любопытно, что сам автор взял текст в кавычки, как бы цитируя... кого?

«Один человек, красивый лицом, сушил лес на поле для чищобы. Сушил-сушил, а не спорится: не высыхает сразу в одно лето. Видит: идёт к нему большой человек в белом одеянии. «Здравствуй, мужик, - говорит. - Что делаешь?» — «Для чищобы лес сушу, - говорит мужик. - Сушу-сушу, в одно лето не высыхает, работы много; как сделать, чтобы получше было, не знаешь ли?» — Белый человек сказал: «Знаю. Чего мне дашь, скоро могу высушить». — А что тебе надо?» — «Мне больше ничего не надо, только вот это. - И белый человек показал рукою на лес: - И ты хороший человек, и я — хороший: давай, дружбу заведём: помогу тебе». — «Не мешает; я один работаю, мне повеселее будете». — «Уйди отсюда, - говорить белый человек, - сажень на сто, после погляди. Я есть лес буду. Если захочешь меня остановить, вылей котёл молока, я тотчас остановлюсь». Тот ушёл. Белый человек вошёл в лес; как вошёл в лес, так вспыхнул огонь. Глядит мужик: только искры летят, треск слышен. Испугался черемисин, трясётся, думает: поел, будет! Молоко вылил: огонь потух, только остались пепел да угли. Сейчас же, как потухло, огонь сделался белым человеком и говорит мужику: «Видал, как я ел?» — «Видал, благодарю, что всё съел; теперь у меня работы меньше. А в земле корни-то съел все?» — «Нельзя мне там есть: не по моему вкусу там». —« А что тебе там мешает?» — «Там мешает мне земля да вода. Ну, теперь, друг, спасибо; поел я досыта, теперь ко мне приходи в гости, я тебя накормлю блинами, калачом; всё печеное, никогда ты этого не едал!» Простились, взяли друг друга за руку. Огонь ушёл, мужик остался вынимать корни из земли. Лес весь вычистил и сделал поле, посеял хлеб. У него хлеб родился хорошо. Хлеб он убрал, снопы смолотил и всё зерно собрал в клеть. — Ну, теперь, слава Богу, все с поля собрал благополучно, пойду к своему другу огню в гости. — Он и ушёл в гости. Тот навстречу ему вышел. «Здравствуй, друг!» - говорите огонь. — «Здравствуй, друг огонь!» — После вошли к огню в дом. Огонь стал спрашивать мужика: «После, как я съел, хорошо сработал, что ты из этого сделал?» — «Я остатки, чего ты не мог съесть, — корни — вынул, тебе приготовил, угостить тебя, высушить». — «А на том месте что сделал?» — «То место вспахал, посеял xлеб, хлеб у меня родился хорошо». — «Давай, теперь обедать станем: устал, чай, с дороги, проголодался». Посадил огонь мужика за стол, принёс ему горячих блинов и калачей прямо из печки, принёс ему пива, которое сам сварил. Стал огонь благодарить: «Я у тебя хорошо гостил и тебя хочу угостить: ешь, пей, сколько угодно!» Съел и огонь. Мужик поел, попил и спрашивает: «Блины и калачи из чего сделал?» — Огонь рассказал всё, из чего всё и как сделал. Про пиво мужик спросил: «Как сделал? Никогда не пивал я этого». — Огонь сказал, из чего и как пиво варил. Огонь говорит: «Давай вместе будем жить, друг на друга работать будем: ты — на меня, я — на тебя. Для верности поцелуемся». Поцеловались, отдохнуть легли. После встали. Мужик говорит: «Что, друг огонь, где жить будем: у тебя или у меня?» — Огонь говорит: «У тебя всё припасено, будем жить у тебя». Мужик спрашивает: «А ты где будешь у меня жить: в избе или на дворе?» — «Я у тебя буду жить больше в печке; когда куда поедешь, меня возьмёшь, и в твоём кармане буду я». Так и пошли к мужику жить, друг на друга работать: огонь стал блины, калачи печь, варить, а мужик — для него приготовлять дрова. Так они сделались вечными друзьями, и теперь живут дружно».

 

Оригинал