Елена Соловьева написала чудесный рекламный материал о приезде в Сыктывкар финского цирка «Circus Uusi Maailma»:

Члены православного педагогического сообщества потребовали отказать финским артистам в возможности показа постановки «порнографического характера»

Елена, правда, назвала это театром, но не будем придираться. Театр, студенческий цирк, цыгане с медведем, какая нам, культурным людям, разница? Да, пофиг! Как и Драматическому театру Республики Коми, предоставившему сцену для "замедленного цирка", и уже определившегося с ценой билетов:  800-1500 рублей.

Что меня действительно изумило, размах пиар-компании, проведенной на редкость небанально, я бы даже сказал искрометно, с привлечением Общественной палаты, православно-атеистической общественности, министра культуры, экспертов и так далее и так потом.
 

Отзывы тех, кто в курсе, что собой представляет грядущее шоу: 

Михаил Герцман: "Я бы определил этот жанр как замедленный цирк. Что касается эротики, я ее там не вижу. Для меня это был просто скучный спектакль".

Viola Vitrokk:

"Действие в течении 60 мин. без текста, так иногда ахи, охи. Используется игра света. А это теперь уже замотанный сценический приём. Не секрет, что на сегодняшний день, когда требуется отвлечь зрителя от тех же огрехов в игре артистов, по полной программе используется игра светом, лазер, компьютерная графика".

Зам.директора Театра драмы Владимир Казаковцев "В основе — история семьи, в которой ребенок в процессе развития имитировал поведение родителей, но неясно, традиционная ли это семья. Когда герой вырастает, он теряется: становится женщиной, попадает в объятия другой женщины, завязывает отношения с мужчинами, даже с инвалидом...".

Газета Helsingin Sanomat: "...это отрыжка почерневшего бурлеска прямо вам в лицо. Я понятия не имею, с чем это можно сравнить. Ни с чем. Страшно и в то же время приятно наполняться такими чувствами..."

Как вы сами понимаете, шансы продать на это билеты по такой цене были изначально чисто гипотетические. Но четверть века в условиях рыночной экономики не прошли даром, как, впрочем, и общая культура, благо Марка Твена мы, выросшие при тоталитаризме, читали, почерпнув там азы пиара. 

"Из лондонских и европейских театров
в захватывающей трагедии
«Королевский жираф, или Царственное совершенство»!!!
Вход 50 центов.

А внизу стояло самыми крупными буквами:

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ

— Ну вот, — сказал он (Герцог.- В.Г), — если уж этой строчкой их не заманишь, тогда я не знаю Арканзаса!"

В нашем случае заезженных  +18, не хватало, потому рекламный «ProГород»  еще летом летом расписал, что к нам везут что-то сногосбишательное, по-настоящему порочное. Из отзывов читателей

Аноним: "Посмотрела презентацию и была шокирована. На сцене происходит грязный разврат, полный абсурд и пропаганда однополых отношений...", Фитнес-тренер: "Я считаю, что в Сыктывкаре давно не хватало современного искусства и сама с удовольствием...",  Гражданский активист:"Искусство не стоит на месте, развивается — это хорошо..."

Вряд ли многие это прочли, но те-кому-надо,  увидели. Я не знаю, что там происходило за кулисами. Возможно им подбрасывали газету в почтовые ящики.  А может  "встревоженные граждане" каждый день названивали им, мрачными голосами извещая "Что же это такое делается, люди православные, к нам жесткое порно везут". Это не важно. Главное, наживка сработала. Представители епархии, православных педагогов и Саша Щиголев, решили дать бой пороку в лице однополой эротики, обратившись в Общественную палату. 

Дальше было занимательное зрелище, прелестно описанное Еленой Соловьевой. Православно-атеистическая общественность боролась за нравственность, ее обвиняли в ханжестве, непонимании что такое эротика и чем она отличается от порнографии. Михаил Герцман, признав,  что циркус скучнейший, отметил, что для театралов он определенный интерес представляет. Журналист Любовь Воробей противоречиво, по-женски делилась наболевшим: "ничто не заставит меня стать лесбиянкой", "Может, завтра я и стану лесбиянкой, мужиков же нет".

Мне всегда восхищало, когда умные люди обсуждают что-то заведомо глупое. Сколько мудрых слов, сколько точных наблюдений, сколько полных боли или блестящей иронии слов можно произнести по ничтожнейшему поводу. 

Должен сказать, что заседание стало кульминацией, вершиной многомесячной раскрутки "Королевского жирафа", пардон «Circus Uusi Maailma». Для особо непонятливых была сделана подсказка:  "Нельзя судить спектакль, не посмотрев его полностью".

Итак, все дружно идем смотреть финский цирк на сцене одного из крупнейших театров Республики. Пронос дохлых кошек допускается, но только для обилеченных.

P.S. Православно-атеистическая общественность, в лице Саши Щиголева высказала недоумение, чем я недоволен.Александр даже дал мне совет: "Володя, не ревнуй! Тебя расстроило, что это православное выступление обошлось без тебя".

Саша, мне все понравилось и я ни капельки не ревную. Вы с Владимир Ичеткиным прекрасно выступили. Я тоже за нравственность. Но боюсь, что и вас и Общественную палату, и министра культуры и журналиста Воробей банально развели, использовав для рекламы всемирно известного в узком кругу студенческого опыта. Эротики там будет с гулькин нос, и сам подумай, с кого спросят  за каждый купленный билет? С  финской цирковой молодежи спроса никакого. Они иностранцы, "твоя-моя не понимай". Руководству Театра драмы достанется от интеллектуалов, а это люди тихие, беззлобные, максимум плюнут в зам.директора. Напрашивается вопрос, за кем будет гнаться толпа взбешенных онанистов театралов, с воплями: "Где порно, Щиголев, ты же обещал!?

И потом, Саша, вспоминаю, как завлит Армавирского  драмтеатра, милейшая Роза Анатольевна Шамес заманивала меня на постановку, убеждая стать театральным критиком. Но мы были с Розой Анатольевной в столь добрых отношениях, что я все не решался... Наконец, однажды выпалил, со страхом ожидая ответа:

- А если мне не понравится?

- Какая разница, Володя? - просияла Роза Анатольевна. - Хвали нас, ругай нас, делай все что захочешь, только не позволяй людям забыть про наше существование. 

Кстати, постановки были вполне достойными, с удовольствием их вспоминаю. 

И еще, это уже не только к Александру. Каждый раз, когда мне кажется, что театральное дело в России коснулось дна, чего стоит новосибирский "Тангейзер", за который Вагнер, восстав из гроба, задушил бы режиссера голыми руками, оказывается, что я был оптимистом.  "Королевский жираф" на сцене Театра драмы Республики Коми, это, безусловно, новое слово в истории нашей культуры. Так сказать, Брехт и Шекспир в одном флаконе из-под Head and Shoulders.