Кирк Дуглас, прочитав роман Говарда Фаста, так хотел себя видеть в роли Спартака, что взялся продюсировать будущий фильм. Разругавшись с первым режиссером Энтони Манном, он пригласил молодого Стэнли Кубрика и угадал, хотя и с ним спорил чуть не до драки. Кубрику не понравился сценарий, он считал его “глупым морализаторством”, но Дуглас не дал ему исправить ни одной сцены. Это был, пожалуй, единственный фильм, где Кубрику не удалось влезть в замысел.

Оглушительный успех фильм получил из-за того, что в сюжетной линии переплелись несколько тем: мелодрама, переходящая в театральную трагедию; вечная борьба идеи свободы с идеей железобетонного порядка и, тема соотношения цены благородства и той цены, которую надо заплатить за власть, если другими словами, то может ли власть сохранять благородство?

Люди избирательны, на всех не угодишь, одному нравится одно, другому – другое. Но в том и заключается успех у публики, что каждый берет из художественного произведения что-то свое. Фильм я смотрел, ещё ребенком, но уже тогда считал любовную историю барахлом, а вот две другие темы запомнились надолго. Даже сегодня, пересмотрев этот шедевр (не побоюсь этого слова), я не могу переменить первоначального мнения.

Художественное произведение не обязано следовать исторической правде, здесь важнее смыслы, а не достоверные факты. Роль Гракха играет замечательный актер Чарльз Лотон, который говорит голосом Евгения Весника. В фильме, Гракх, по имени никогда не называется, это собирательный образ. На самом деле этих Гракхов было два брата: Тиберий – старший и Гай - младший, старшего убили, а другой, то ли покончил с собой, то ли тоже убили, причем, это случилось за пятьдесят лет до восстания Спартака. Но именно эти братья были ярыми приверженцами демократии и сторонниками республиканской формы правления. Они оба выступали против “правящей партии” патрициев и ратовали за более широкое представительство граждан в сенате, успешно провели земельную реформу и добились предоставления прав гражданства союзникам Рима. Так что, Савл, именно им обязан своим “паспортом”. Оба были прекрасно образованы и отличались красноречием. Говорят, что в этом заслуга их матери Корнелии – дочери Сципиона Африканского, да, того самого, который победил Ганнибала. 

Противостоит Гракху – Марк Лициний Красс, в исполнении сэра Лоуренса Оливье. Железный мужик этот Красс, даже голос за кадром металлический. Не победить он не может. Но, какая сцена в конце фильма! Гракх побежден, но сохраняет благородство. Завершив все дела и отпустив Варинию с ребенком на свободу, он смотрит на два кинжала, останавливает свой выбор на самом красивом и говорит: - Да, пожалуй, этот подойдет. И идет в бассейн резать себе вены.

Что стоит победа Красса после такого финала? 

В начале фильма Красс произносит фразу: - Быть патрицием – то неудобство, что иногда вести себя нужно, как патриций. Говорит он её конечно не себе. В конце картины оказывается, что даже иногда у него не получается выглядеть патрицием. 
Стоит задуматься тем людям, которые стремятся во власть. Что-то я не наблюдаю среди них патрициев. О благородстве, вообще, молчу.