Активисты Общероссийского народного фронта вместе с Марийской организаций Всероссийского общества инвалидов продолжают подводить итоги выполнения программы «Доступная среда» в республике. Вместе с «фронтовиками» и инвалидом Аней Макреевой журналист МедиаПотока уже прошел по улицам Медведева. Многие учреждения и даже тротуары поселка оказались недоступными для человека в инвалидном кресле. Теперь пришла пора оценить доступность столицы республики. Наш эксперт Наталья Ошаева вместе с матерью помогают проверить, насколько удобной для человека в инвалидном кресле стала Йошкар-Ола за 4 года реализации программы.

 

«Пропащий» депутат

«Рейд» начинаем со здания йошкар-олинской администрации, забегая вперед, расскажем, что оно окажется одним из самых доступных на нашем пути. В здание Наташа заезжает по удобному пандусу и почти сразу оказывается у «Сектора по работе с обращением граждан». Окошко находится высоковато, и девушке пришлось бы кричать, чтобы обратить на себя внимание.

От мэрии направляемся к отделению «Сбербанка» на площади Оболенского-Ноготкова. По пути мать Натальи  жалуется на недоступность собственного дома. Наташа живет с родителями на первом этаже  12-этажки на улице Куйбышева —  между улицами Березово и Дружбы.

Девушка любит бывать на свежем воздухе, но выйти может только с посторонней помощью. Перед ее подъездом есть пандус, который сделали недавно по требованию родителей. Пандус крутой и неудобный. Каждый подъем по нему превращается в сплошное мучение как для самой Наташи, так и для тех, кто ей помогает.

«Они нас даже не спрашивали, – жалуется мать Наташи на работников домоуправления. – Муж приходит, говорит: «Нам пандус сделали». Просто зацементировали и ушли. Мы к депутату  обращались, Корчажкину. Он приходил, смотрел, звонил, мужа спрашивал какой пандус нужен... И пропал, не знаю где! »

 

Неприступный банк

В минувшую пятницу отделение «Сбербанка» в Медведеве оказалось одним из самых доступных учреждений на нашем маршруте, но в центре Йошкар-Олы картина иная.

Кнопка вызова находится у двери. От инвалидов ее надежно защищает крутой гранитный пандус без поручней. Наташа пытается подняться на него самостоятельно и едва не опрокидывается. Однако внутри наш эксперт передвигается без затруднений.

На улице мать Наташи рассказывает, как их пригласили в новый оперный театр. Наташу заверили, что никаких проблем не будет. Но в итоге лифт не работал, и Наташу с еще одним гостем в коляске поднимали в зал на руках.

«Сейчас лифт в театре работает, — заверяет председатель местного общества инвалидов Наталья Богомолова». В театр часто приглашают людей с ограниченными возможностями и по крайней мере там они могут передвигаться без особых затруднений.

 

«Мы ищем места, куда можно заехать без посторонней помощи»

А мы, тем временем, подходим к кафе «Тарелка» со стороны улицы Волкова и оказываемся перед крутым подъемом. Колоритная каменная лестница преграждает нам путь. Пандуса рядом нет и мать с трудом катит Наташу по мокрому газону.

Крыльцо у кафе высокое, с огромными ступенями без намека на пандус. Рядом виднеется загадочная коробочка со знакомым значком кнопки вызова. Наташа пытается позвонить, но  не уверена, что получается. Мы по очреди нажимаем на все, что торчит из странной коробочки и хоть отдаленно напоминает кнопку — таких выпуклостей оказывается на удивление много. Но идут минуты, а на крыльцо никто не выходит. Активисты ОНФ отправляются на поиски администратора. Пока мы ждем, Наташа признается, что пользуется кнопкой впервые.

«Мы ищем места, куда можно заехать без посторонней помощи. Чтобы ни кого не ждать, не ссориться, не ругаться. Мы сами, где смогли, там заехали, где не смогли, дальше поехали», — рассказывает Наташа. Никто из ее друзей на инвалидных креслах ни разу не пользовался подобными кнопками.

Мы ждем у крыльца минут 15, но никто из персонала кафе к нам не выходит. Следующий пункт — Дворец водных видов спорта. Здание новое и точно должно соответствовать требованиям «Доступной среды», но не все так просто.

 

Тротуары с препятствиями

Всей компанией мы дружно шлепаем промокшими ботинками по тротуарам. В пятницу нашему медведевскому эксперту приходилось ехать по дороге, и там асфальт был более или менее ровный. В центре города ездить по проезжей части небезопасно, поэтому большую часть пути Наташину коляску катит ее мама. Проехать по разбитым тротуарам или перебраться через бордюры самостоятельно девушка не может.

Представитель общества инвалидов отмечает, что в центре города вообще много недоступных для колясочников бордюров и этот вопрос нужно обсуждать.

Наташа любит бывать в центре города, гулять по набережной. Этой осенью она была на концерте Нюшы, фестивале фейерверков. Девушка старается жить полной жизнью, но каждый выезд дается ей с большим трудом.

«Ни на троллейбус, ни на автобус не сядешь, – жалуется мама Наташи. – Мы были раз в Самаре. Ой, как нам понравилось! Там подъезжает автобус, низко-низко спускает выдвижную платформу, мы заезжаем и поехали! А у нас такого нет».

Чтобы добраться из района Березово до набережной, Наташе приходится проделывать весь путь в сопровождении друзей или родственников, либо ехать на родительской машине.

В Йошкар-Оле имеется всего одно социальное такси, способное перевозить сразу двоих инвалидов в колясках. Оно закреплено за Савинским домом инвалидов. Такси уже старое и часто бывает «не на ходу».

 

Итоги не радуют

То, что рассказывают Наташа Ошаева и Наталья Богомолова повергает в тоску. И я едва не прохожу мимо конечного пункта нашего маршрута — Водного дворца.  С двух сторон от величественного парадного входа красуются два несуразных пандуса. Они настолько крутые и длинные, что маме приходится заталкивать Наташу едва ли не с разбегу.

Однако внутри здание выглядит вполне доступно. Широкие двери, отсутствие порогов. Но и здесь выясняется интересная подробность: в учреждении туалет для инвалидов находится на втором этаже. Чтобы подняться к нему, нужно воспользоваться подъемником. На первом этаже туалет тоже есть, но он не оборудован для инвалидов.

На этом наш небольшой рейд заканчивается. Его итоги совсем не радуют. В Медведево мы нашли несколько вполне доступных зданий: Управление соцзащиты, магазин «Пятерочка», отделение «Сбербанка», Пенсионный фонд. В столице республике среда оказалась не настолько доступной. Из всех осмотренных зданий доступными можно назвать лишь мэрию и университет. Остальные оснащены пандусами и кнопками вызова, но на поверку оказывается, что  их доступность фиктивная.

Виктор Мальцев. Фото автора

 

Источник: новостной портал МедиаПоток