Несвободное общество – это игра всегда командная. Еще бы: сам по себе ты никто и жизнь твоя стоит в лучшем случае одну миллионную новой звездочки на погонах правящего тобой генерала, но все вместе мы – великая неделимая Россия/КНДР/Венесуэла/Китай.

Совсем по-другому вы этом плане смотрится западное, свободное общество. Здесь ценен каждый сам по себе, а общество существует только потому, что вместе как-то удобнее. И любая общественная цель существует только для того, чтобы удобнее было всем.

В индивидуальном зачете финишируешь ты сам. Если финиш в составе группы. И считают всегда по последнему.

Конечно, в любом обществе есть сумасшедшие и откровенное загнивающие просто по факту своего существования. Поэтому брать в расчет крайних аутсайдеров, которые при любом строе будут примерно в одинаковом положении, будет попросту некорректно.

Для чистоты экспериментов возьмем беднейшие 10% населения, не привязывая этот показатель к возрасту или георграфии проживания внутри страны. Как живут беднейшие 10% россиян? Скорее всего, они находятся на грани физического выживания. Ни о каких удобствах, предназначаемых обычно человеку в XXI веке, даже речи идти не может.

В до недавнего времени равного по ВВП на душу Восточном Евросоюзе беднейшие 10% вполне могли прожить на свои доходы. Почти у всех у них будет и дом с туалетом, и отопление, и интернет, и уж тем более не гнилой пол.

Тем не менее, у россиян, казахстанцев, китайцев и других представителей несвободных стран принято гордиться высотой первых, а не близостью к ним отстающих. Нет никаких достижений в том, чтобы положить тысячи жизней на строительство египетских пирамид или миллиарды отнятых долларов на создание их современных аналогов.

Поймите же уже: вы сами выбрали командную, а не индивидуальную гонку. В командной гонке судят по последним, а не по первым. Да и кроме вас самих, в общем-то, на забег всем наплевать.