Продолжаю штудировать статью К. С. Рябинского "Ардинский приход Козьмодемьянского уезда" (ж-л "Известия Общества археологии, истории и этнографии"). Встретил странное:

"Аляк юма — бог, сохранявший от злого человека, смягчавший сердце такого человека; и теперь ещё в церкви иногда черемисин отыскивает икону, которая изображает аляк юма, чтобы при нужде помолиться пред ней" (с. 185).

Ӓляк юмо - вообще странный бог. Считается, что это бог справедливости, бог, защищающий от клеветы, навета. От тюркского слова äлäк "клевета, донос, ябеда", ср. горномарийское äлякланаш "клеветать, сплетничать". 

Но не странно ли, что имя бога, защищающего от клеветы, само значит "клевета"? Что-то тут не так.

И уж тем более вызывают недоумение слова Рябинского о том, что "в церкви черемисин... отыскивает икону, которая изображает аляк юма, чтобы при нужде помолиться пред ней". Как это - икона языческого бога в православном храме?!

Есть соображения?

Оригинал