Рок-н-ролл в исполнении симфонического оркестра под названием «Режиссерская лаборатория Олега Лоевского в Кировской драме» отзвучал.
Итак, друзья, резюмируем лабораторные итоги.
22 октября все три показа проходят при аншлаге. Руководитель лаборатории Анна Банасюкевич перед каждой постановкой доносит до зрителя смысл лабораторных показов – где, на какой точке лабораторного луча находится эскиз-спектакль: это уже не читка, хотя актеры и читают с листа, но еще и не полноценный спектакль. Это приближение. Анна предлагает зрителям высказать свое мнение после просмотра путем голосования: опустить в один из трех ящиков («Оставить, как есть», «Доработать» или «Забыть, как страшный сон») свой жетон.
Тут все просто, но когда видишь весь лабораторный процесс, когда наблюдаешь, в каком напряжении находятся актеры и режиссеры в условиях цейтнота: кто-то на грани эмоционального выгорания, кто-то в близком к когнитивному диссонансу состоянию, но все собранные и жаждущие работать, даже не знаешь, что страшнее - быть судьей или подсудимым, обвиняемым или защитником в этом кафкианском процессе.
Первый эскиз-спектакль «Красный волк». Режиссер Егор Чернышов, сдержанный и уверенный на репетициях, на показе становится надрывным и обнаженным: он проживает каждую реплику актеров, его лицо во время показа – параллельный спектакль, в нем все образы героев, все сцены, все эмоции. «Красный волк» вызывает у зрителя недоумение, восторг и поток рассуждений. Общий вывод после обсуждения: этот спектакль нужен театру, зрители хотели бы видеть его в репертуаре. По итогам зрительского голосования эскиз «Красный волк» «доработать» предложили 64,5 % зрителей, "оставить" - 27,5%, и "забыть" - 8%.
Если эскиз «Волка» - это конструктор, пирамида со взаимозаменяемыми деталями, с четким режиссерским видением результата, то эскиз Олега Степанова «Таня-Таня» – ризома с возникающими по всем направлениям новыми смысловыми линиями, исчезающими знаками и живущими самостоятельной жизнью элементами. Как охарактеризовала на обсуждении пьесу «Таня-Таня» руководитель лаборатории Анна Банасюкевич, «ее текст постмодернистский, но именно такой текст – это приближение к большой литературе». Но максимально приблизиться к большой литературе за четыре дня – задача, которая никому не по силам. Даже для Олега Степанова, который работал в лабораторном пространстве безвременно. Мультиакцентивная постановка вызвала самый мощный резонанс у зрителей – это даже не было похоже на обсуждение, это был иррациональный выброс эмоций. Причем эмоций такой гаммы, что режиссер Олег Степанов чуть реквизитную скатерть не порвал. Каждый зритель увидел «Таню-Таню» в рамках своего интеллектуального и эстетического диапазона. Были те, кто за палимпсестным текстом не разглядел ничего, кроме лав-стори, и она, безусловно, не вызвала сочувствия у сериально мыслящей публики. Но высказывались и другие зрители, которые обладали способностью увидеть не только оконное стекло, но и пейзаж за ним. И, наверное, ради такого зрителя Олег Степанов принял для себя решение обязательно поставить «Таню-Таню» как полноценный спектакль. Кировчане же проголосовали за этот эскиз так: Оставить, как есть - 29,8%, доработать - 47,4%, забыть, как страшный сон - 22,8%.
Последний лабораторный этюд – «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович в постановке абаканского режиссера Евгения Ланцова. Этот спектакль-эскиз собрал рекордное для лаборатории число зрителей и откликов. Завсегдатаи Кировского драмтеатра в своих оценках были почти единодушны: «Земля Эльзы» должна появиться в репертуаре. Запомнилось высказывание седовласого театрала: «Мы впервые за долгие годы видим наших актеров по-новому. Сегодня они раскрылись с невероятной силой». Результаты голосования по «Земле Эльзы»: «оставить» и «доработать» по 49,1 %, и «забыть» - 1,8%.