Поездка в Конью была основной причиной, почему мы в этом году поехали в Аланию. Поэтому утром, когда отель ещё спал,



 

но официанты уже накрывали столы, мы позавтракали, и отправились на отогар (мы специально взяли отель поближе к автовокзалу. Билеты в Конью и обратно стоят 70 лир взрослый, 56 детский. В Турции на дальних рейсах места различаются на мужские и женские, кстати. До Коньи от Алании 350 километров - 4 часа на автобусе. Ходят комфортабельные "Neoplan", каждое сиденье с планшетом, он же телевизор, правда, на турецком, что тоже çok ilginç (очень интересно), поэтому я немного пофотографировал в рассвет,



 

брякнулся спать и проснулся, когда ехали через перевал. 



 

Виды очень красивые, но скорость высокая, окна бликуют, поэтому фото практически не получились.



 

Доброжелательный водитель и стюард (да, в каждом автобусе есть стюард, который разносит печеньки, снеки, чай, кофе) поинтересовались, не в Мевлану ли мы едем, и высадили нас где-то по дороге, потолму что отогар в Конье далеко от исторического центра. Да, забыл сказать, в Конью мы собирались именно потому, что Коньи в туристических муршрутах не присутствует. Точнее, Конью туристы посещают, точнее - проезжают, по пути в Каппадокию. Но... Три часа на миллионный город, бывшую столицу Конийского султаната, осколка Сельджукской империи, распад которых привёл к возвышению бейлика Османа - основателя Османской империи, тратить бессмысленно. Как и на Каппадокию. По идее, в таких местах надо жить хотя бы по нескольку дней, почувствовать дух места, увидеть его людей, и посетить море исторических и природных памятников вокруг. Начиная с памятника Ататюрку, ибо мы приехали в Конью.



 

Конья - "внутренний" турецкий город, здеась нет пляжей, отелей "всё включено" и прочей турпопсы. Сюард с водителем трижды махнули нам, удостоверившись, что мы точно поняли, в какую сторону надо двигаться к Мевлане, а Maps.me подтвердил правильность направления. И мы пошли по конийским улочкам.



 

На этой же улице мы увидели кофейню, во внутреннем дворике которой турецкие мужики играли в своё турецкое домино. Нам сварили нормальный турецкий кофе, выдав каждому пакетированную воду. На стене, естественно, висел портрет Ататюрка.



 

Не смотря на то, что люди живут в городе, они продолжают вести натуральное хозяйство.



 

Промелькнули продавцы сладкой ваты.



 

Люди живут по разному…



 

И до сих пор существует профессия "старьёвщик"…



 

Мне нравится фотографировать старые дома - их скоро не будет. Но, наверное, так же иностранцам интересно фотографировать и наши развалины.



 

Выходим к рынку. Мы знаем, что до Мевланы уже не далеко, рынок - это уже исторический центр.



 

И вышли прямо к знаменитой мечети Азизийе. Минареты с резными балконами, ярчайший пример османского барокко, вторая половина XVII века.



 

Через площадь видна Селимийе, заложенная в середине XVI века.



 

На другом конце площади - Мевлана. Монастырь, основанный сыном знаменитого персидского поэта и философа - Мевлана Джелал-адДина Муххамада Руми Балха, имеет свою узнаваемую черту - зелёную башню. Монастырь Мевлана - центр суфийской культуры, место сборища большинства мистиков Востока.



 

Было воскресенье, и, как оказалось, в Мевлану вход бесплатный, поэтому в этот день здесь были толпы паломников и горожан.



 

Внутри очень людно.



 

Сегодня это музей. Все комнаты открыты для обзора, там размещена экспозиция о быте суфиев. Тюрбан на голове суфия символизировал могильный холм, то есть, суфий рассматривал себя уже мёртвым. Зелёную чалму носил тот, кто совершил хадж в Мекку.



 

Это монастырская кухня.



 

Так они танцевали - кружились вокруг своей оси, впадая в транс. Меня всегда интересовало, как это они так не сбивались?



 

Оказалось - танцевали на доске, посреди которой был вот такой пупырь.



 

Кроме того, в при монастыре много мавзолеев.



 

И большое кладбище.



 

Мимо красивых кованых дверей входим в мечеть.



 

И буквально через 20 метров утыкаемся в могилу Руми.



 

Кстати, именно перу Руми принадлежит знаменитая притча о слоне.
Из Индии недавно приведен,
В сарае тесном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потемках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошел средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
"Слон сходен с водосточною трубой!"
Другой, пощупав ухо, молвил: "Врешь,
На опахало этот зверь похож!"
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: "Он вроде толстого бревна".
Четвертый, спину гладя: "Спор пустой
Бревно, труба... он просто схож с тахтой".
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья - несуразны, неверны -
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи-при свечах
И разногласья не было б в речах.



 

Конечно, всегда поражают своей законченностью арабески.



 

После прохода мечети мы пошли по второй части келий монахов-суфиев. Это их ритуальные барабанчики.



 

А это специальные чётки.



 

Курительницы.



 

Эта шапка легендарного Шемса из Тебриза, который был сподвижником Руми. На шапке надпись Kelime-i Tavhid, обозначающая "Бог един".



 

Во дворе, ожидая, пока все наши закончат осмотр, пофотографировал лица паломников. Паломников очень много, в основном это бабушки в чёрном.



 

или тётеньки в чёрном…



 

Между ними мелькает редкий турист.



 

Погода для середины октября стояла на редкость приятная - не жарко, где-то +25.



 

Побродили по близлежащим улочкам. Город явно не туристический. В воскресенье большинство лавок и магазинов закрыты. Увидели деревянный минарет.



 

В Турции как в России - отреставрированные красоты соседствуют с развалинами.


Ещё один вид Азизийе



 

И ещё один.



 

Перекусив в обычной турецкой кафешке, предназначенной для обычных турков, с баранинкой и прочими прелестями турецкой кухни за 50 лир на пятерых, мы устремились гулять дальше. Фонтан на площади в виде Мевланы.



 

В Турции готовились к празднику Независимости, что ли. Поэтому всё было в турецких флагах. Мечеть Алаеддин (Alaeddin Camii) является старейшей в Конье. Начали строительство в 1116 году, а закончили в 1221 году при знаменитом султане Ала-адДине Кей-Кубаде, чьим именем и назвали мечеть.



 

Её вид узнаваем по характерной "конийской" башне.




 

За мечетью Аладдина парк, где множество обычных турок. В парке гробница некого Ицхака Паши. Парк его же имени.



Догуляли до вечера, и ужин выглядел так. 
 

Пешком в сторону отогара, который автовокзал. До него было очень далеко, но мы решили идти пешком, сколько позволит время. Везде, кстати, встречаются башни.

 

и башни…



 

вперемешку с гробницами посреди жилых кварталов.



 

По фотографиям может сложится впечатление, что Конья, это такой глубоко патриархальный город. На деле - Конья - большой город, один из центров промышленности. В частности, в Конье, по-моему, производится карданный вал для наших КАМАЗов, на которые в России наносят только какое-то напыление.



 

Иногда мечеть среди новостроек выглядит очень даже хорошо.



 

До автовокзала мы доехали на такси - 20 лир.



 

Интересно, что наш имперский двуглавый орёл впервые использовали тюрки-сельджуки.



 

Поездка в Конью (4 взрослых, 1 ребёнок) обошлась в 400 лир, то есть - 10800 в рублях (по 2700 на брата) или по 40 долларов. Так даже смешнее. Первая "пристрелка" показала, что в Конью надо ехать дня на четыре. Кроме многочисленных музеев, куда хотелось бы попасть, например, Музея резьбы по дереву, или Музея надгробий, или Археологического музея...Всё-таки Конья - центр исторической Анатолии, при Хеттах называлась Куванна, при греках - Ионикон, при сельджуках стала Коньей, где якобы родился Ходжа Насреддин и точно жил Омар Хайям... А есть ещё и Чаттал-Гуюк, расположенный в 50 километрах от Коньи, а ему вообще 9,5 тысяч лет... Намечаем планы. Вернулись в Аланию мы к часу ночи, по пути посмотрев пару фильмов на турецком. Особенно хорошо с Де Ниро и Траволтой.

Оригинал