Разговор про миграцию и ксенофобию.
Первую половину второго дня конференции мы работали по секциям. Секций всего было пять. На секции «Гражданское общество» рассматривались вопросы миграции и ксенофобии.
Модераторами нашей секции были Гернет Эрлер (депутат бундестага, отвечающий во фракции СДПГ за восточную политику) и Михаил Федотов. Эрлер рассказал о том, что в Германии в ходе работы с беженцами складывается новая культура, которая получила название «культуры приветствия».
Докладчик Амай фон Хюльзен-Пензен работает юристом, живет в богатом и благополучном районе Берлина под названием Берлин-Шарлотенбург, где 3 года назад открылось учреждение для приема беженцев. Это вызвало у жителей района страх: не начнут ли беженцы нападать на их детей, не снизится ли стоимость их весьма недешевого жилья в районе. Появились листовки, направленные против беженцев.
Тогда другие жители, настроенные к беженцам сочувственно, района собрались и стали посещать беженцев, общаться с ними. В учреждении поселилось 300 беженцев. Была организована рассылка через «Фейсбук» по оказанию помощи беженцам, в которую была вовлечена и церковь. Беженцам помогали вещами, с изучением немецкого языка. Страх жителей перед беженцами был преодолен.
Новый поток беженцев оказался намного больше прежнего. Сейчас учреждения на 300 мест уже не хватило. беженцы поселены в спортзалах, ратуше, бывших поликлиниках. Всплеск потока беженцев привел к тому, что их число в районе дошло до 5 тысяч. Ежедневно волонтеры района тратят на работу с беженцами 5 тысяч часов. Организационно группа, координатором которой является г-жа фон Хюльзен-Пензен, не оформлена, хотя у нее есть небольшой офис и секретарша, которая 2,5 часа в день работает с электронной почтой.
Однажды группа собрали за час 800 полотенец, необходимых для встречи поезда с беженцами. Среди волонтеров много врачей, которые научились в течение нескольких минут оборудовать душевую кабину под медицинский кабинет.
Светлана Ганнушкина рассказала о том, что в России беженцами признано всего лишь немногим более 800 человек. Она обратила внимание на то, что речь идет не о тысячах, а именно о 800 людях.
Г-жа Герлант рассказала о дискриминации цыган в Европе.
Член Совета Федерации от Питера Вадим Тюльпанов начал свое выступление с удивления: почему на секции по миграции говорят про топливный рынок? Однако затем выяснилось, что Тюльпанов неправильно включил устройство для перевода и все время слушал перевод секции «экономика». В своем достаточно интересном выступлении он отметил, что на 508 млн. жителей Европы приходится всего лишь пол миллиона беженцев, пересекших Средиземное море . То есть речь идет о таком количестве людей, которые Европа вполне способна принять.
Гернет Эрлер обратил внимание на то, что страны Европы несут неодинаковую нагрузку: большая часть беженцев принимают Германия, Швеция и Австрия. Государства Восточной Европы получают миллиардную помощь от ЕС, однако не хотят принимать беженцев, бросая тем самым вызов европейской солидарности.
Анна Хофинга (немецкий и российский общественный деятель) отметила, что, если сейчас мы не станем работать с психологическими травмами детей-беженцев, то через 20 лет у нас будет новая война, так как ребенок входит в спираль взаимоотношений жертва-преступник и постарается воспроизвести те ситуации, в которые попал сам.
Член СПЧ Яна Лантратова обратила внимание на то, что в ДНР и ЛНР не 63 ребенка, как это озвучено официально, а более 200. Она рассказала, как из зоны боевых действий были вывезены 3500 мам с детьми и 123 раненных ребенка.
Немецкие коллеги рассказали о право-радикальной организации «Пигида», которая позиционирует себя, как организация «озабоченных граждан». Роберт Куше, директор союза консультационных бюро для лиц, пострадавших от национализма, рассказал о преступлениях на национальной почве в Германии – нападения с ножевым ранением на мэра Кельна во время избирательной компании.
Я предложил на следующем Российско-германском форуме на секции «гражданское общество» рассмотреть вопросы общественного контроля за полицией и пенитенциарной системой и защиты вымирающих народов.
На секции прозвучало 5 докладов и около выступлений.
В докладе руководителя ФАДН Игоря Баринова прозвучала интересная информация о российских немцах. Сейчас в России проживает 400 тыс. немцев, а в Германии 3 млн. русскоязычных.
Я в своем докладе рассказал о путях борьбы с экстремизмом на национальной почве.
Потсдам. Заседание немецко-русского диалога.
На итоговом заседании на сцене спорили четверо: депутаты Бундерстага и далеко не последние люди в парламенте Германии Мария Луиза Бек и заместитель председателя Бундестага от Германии, М.А. Федотов и депутат В. Никонов от России.
Депутат Вячеслав Никонов рассказал о законе об иностранных агентах. По его мнению, до 70 % населения России поддерживает этот закон. Российский закон, как он думает, калька с более жесткого закона США 1939 года. Никонов думает, что закон направлен против тех, кто хочет влиять на политику страны, изменить строй. По его данным, за время действия закона об иностранных агентах финансирование этих организаций выросло с 7 до 70 миллиардов (напомню, речь идет о 97 организациях). У меня сложилось впечатление, что Никонов просто прилетел с другой планеты. О недостоверности его сведений я и пытался сказать ему после окончания дискуссии. Однако слушать он меня не стал, повторяя одну и ту же фразу, что «ЦРУ мы поддерживать не будем». Свое незнакомство с законом он несколько компенсировал тем, что на фуршете у мэра Потсдама Никонов хорошо станцевал с г-жей Бек.
Я был вынужден поправить Вячеслава Алексеевича, рассказав, как Нижегородское общество прав человека признали «иностранным агентом» за то, что его руководитель Игорь Каляпин, как член СПЧ встречался с президентом В.В. Путиным.
М.А.Федотов согласился с тем, что политическая деятельность не должна финансироваться извне, однако отметил, что авторы этого закона хорошо знают, что такое иностранное финансирование, но не знают, что такое политическая деятельность, поэтому под удар подпадают те, кто никакого отношения к политике не имеет. Из высокоточного оружия, который поражает противника, этот закон превратился в оружие, лишенное точности попадания, которое поражает всех.
Заместитель председателя Бундестага поддержал действия России в Сирии и сказал, что целью политики в Сирии не может быть смена режима.
Спикер фракции Партии Зеленых в Бундерстаге по внешней политике Марилуизе Бек сказала, что действия США в Ираке стало серьезным ударом по международному праву и повлияло на отношение между США и Германией.
Никонов обратил внимание на то, что из 800 американских военных баз половина находится около границ России. При этом ни одной российской военной базы в Западном полушарии. При этом президент США Обама в качестве основных угроз США назвал ИГИЛ (запрещенная в РФ экстремистская организация), Россию и лихорадку Эбола. И США обвиняют Россию в проведении агрессивной политики.
М.А. Федотов отметил, что Хельсинский протокол устарел, так как был написан 40 лет назад, он не охватывает много современных проблем. Никонов напомнил, что при подписании Хельсинского протокола СССР предлагал создать организацию, которая бы занималась правами человека, гуманитарными вопросами и экономикой. Однако Запад на это не пошел и предпочел расширение западноевропейского клуба к границам с Россией. Он подверг критике тезис о некоей самоизоляции России, отметив, что Россию исключили из «Большой восьмерки», по инициативе НАТО была распущена группа «Россия-НАТО». Никонов обратил внимание на то, что из 10 пунктов Минских соглашений Киев выполнено только одно - об отводе войск.
Конференция закончилась на ноте о том, что нам надо чаще встречаться.
На приеме у бургомистра Потсдама.
На экскурсию по Потсдаму – маленькому городку в 30 км от Берлина с населением всего лишь в 30 тыс. человек - мы так и не попали.
Экскурсию частично компенсировала моя поездка за монетами в центр города и прием, утроенный в нашу честь бургомистром города.
В отличие от города Баден-Баден, где на 10 антикварных лавок не нашлось ни одного нумизматического, в Потсдаме по адресу Йегерштрассе, 22 находится магазинчик «Марки и монеты». Там же можно купить старинные конверты. Юбилейные монеты ГДР продаются по евро за штуку. Многотиражные монеты конца 19 – начала 21 века продаются по пол евро за штуку. Если брать много, то цена падает до 25 евро за 100 штук. Есть и упаковки – монет разных стран штук по 40 за 7 евро. Зато редкие монеты стоят дороже, в том числе и Германия до объединения. Я купил монету 12 геллеров Аахена 1859 года за 5 евро и монету Германской Восточной Африки 1898 года за 19 евро.
Многие уголки Потсдама производят такое впечатление, что убери из них машины и втащи из некоторых домов современные окна, то может показаться, что ты попал в конец 19 века: аккуратные фасады домов жмутся друг к другу так и дышат стариной, под ногами – брусчатка, а черепичные крыши напоминают об еще более древних временах.
Одно из зданий построено в виде мечети в самаркандском стиле. На самом деле это – никакая не мечеть, а здание, построенное инженером и архитектором Людвигом Персиусом, который строил фонтаны в парке Сан-Суси и проектировал некоторые зданя. В доме установлена паровая машина, подающая воду в фонтан. Минарет мечети – не минарет, а трубы водонапорной башни. Мечетей в Потсдаме нет, но в соседнем Берлине – их целых 24. Православных церквей в Берлине - 4.
Прием бургомистра состоялся во дворце Новые Палаты, построенном архитектором Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом, автором большинства дворцов Потсдама. Первоначально здесь были оранжереи, но затем здание было переоборудовано во Дворец для гостей. Оранжерея же перебралась во Дворец-оранжерею, построенный по планам Людвига Персиуса, Оранжерея в нем соседствует с залом, расписанным копиями работ Рафаэля. Рядом с Палатами стоит старинная ветряная мельница. Внутри дворец состоит из просторных залов богато украшенных позолоченными барельефами с изображением любовных сцен. Хорошо сложенные обнаженные красавицы ласкаются не только с различными юношами, но не брезгуют также бараном и лебедем. Да, в 18 веке умели любить!
Интересно, что, если в Берлине насчитывается всего лишь 5 королевских дворцов и 2 замка, то в Потсдаме их целых 12: город строился для отдыха прусских королей. Из 12 дворцов и замков три находятся в парке Сансуси, где мы и провели вечер приема.
Прием прошел под звон бокалов при достаточно скромно количестве еды. С немецкой стороны выступили вице-премьер Правительства земли Бранденбург и мэр город.
Вице-премьер рассказал о том, что, когда ГДР и ФРГ объединились, ему было 17 лет. Он поведал о своих ощущениях тех лет.
Мэр Потсдама коснулся истории Потсдама. Он рассказал о том, что мигранты сыграл огромную роль в судьбе города, а некоторые оставил свой яркий след и в его архитектуре.
В 1675 году король принял в Потсдаме беженцев-гугенотов из Франции, которые поселились в городе. В 1825 году император Александр Первый подарил прусскому королю Фридриху-Вильгельму … казачий хор из 12 человек. Каждому казаку плюс смотрителю хора был построен деревянный домик в русском стиле. Причем дома были построены интересно: внутри немецкие дерево с глиной, а сверху все это было обшито бревнами «по-русски». Крошечное селение получило название Александровки.
Так как Александровка находилась прямо перед нашим отелем, я ее посетил. 13 резных здоровенных деревянных изб расположены в форме Андреевского креста. На пригорке стоит церковь святого Александра Невского. Как и все историческое наследие Потсдама, Александровка – памятник культуры ЮНЕСКО. Дома в Александровке, согласно установленным в 1825 году правилам, наследовались только по мужской линии. Если рождалась девочка, то она дом не наследовала. Поэтому сегодня в Александровке живет только один русский казак – 80-летний Григорьев. Однако у него сыновей нет.
Кстати, живет в Александровке и мэр Потсдама.
Однако я его там не встретил. Зато встретил там и по всему городу огромное количество бесплатных парковок.
25 Окт 2015, 12:17
Как я посетил Потсдам - 2
* В материале упомянута организация, деятельность которой запрещена в РФ