Сейчас Госдума принимает закон, который правозащитники называют «законом садистов». Прочитав опасения правозащитников, Вам может показаться, что они сильно преувеличивают. А я как правозащитник, хочу рассказать об одном случае нарушении прав заключенных из моей практики в условиях, когда этот закон еще не принят.
В правозащитную организацию Комитет «За гражданские права», где я работаю, регулярно обращаются заключенные и их родственники с жалобами на нарушения прав человека. В некоторых случаях пытки и невыносимые условия содержания доходят до немыслимых пределов. Печально известна этим Кировская область. Правозащитники постоянно обращают внимание на систематически избиения осужденных, например в «исправительной колонии» №6.
Однако очаги беспредела существуют далеко не только в Кировской области. Так, в нашу организацию поступили жалобы от родственников осужденных, содержащихся в колонии №8 Ямало-Ненецкого автономного округа (ИК-8). Со слов Мадины Акушкаровой следует, что по прибытию этапа в ИК-8 осужденные подвергаются побоям, которые могут продолжаться несколько дней. Такому избиению подвергся и этап из СИЗО № 1 г. Омска, в котором находился сын Акушкаровой Азамат.
Издевательства при поступлении этапа в колонию называются «приемкой», которая еще распространена в различных «исправительных» колониях России. В интернете есть много рассказов освободившихся из мест лишения свободы, да и просто видеозаписей таких «приемок». Со слов бывших заключенных во время «приемки» вновь прибывших осужденных могут избивать, рвать их письма и книги, смешивать продукты питания с бытовой химией и делать другие мерзости. Данные действия направлены на то, чтобы сломить волю людей, деморализовать их и превратить в полностью послушных исполнителей воли администрации колонии.
Однако мать Азамата пишет, что в ИК-8 «приемкой» все не ограничивается. С ее слов Азамат, а также двое других осужденных подвергались не только избиениям, но и классическим пыткам: их подвешивали за руки на решетки окон, перемотав при этом рот и голову скотчем. «А 1 сентября в колонию вошел спецназ, который избивал заключенных до полусмерти», — дополняет Акушкарова.
Отдельного внимания заслуживают и бытовые условия: со слов Акушкаровой: «в бараках ИК-8 сыро и холодно. Осужденные спят одетые, постельное белье не стирается и не меняется. Продукты, приобретенные за свои деньги, не дают заносить в камеру, сумки находятся в щитовом „энергоящике“ вместе с крысами. После обыска исчезают все жалобы и письма». Акушкарова говорит, что от холода многие осужденные заболевают, а врачи не оказывают медицинской помощи.
Слова Акушкаровой об ИК-8 подтверждает и Елена Рудова, жена осужденного Павла Рудова, который также отбывает наказание в этой колонии. В своих письмах женщины обращают внимание, что в ИК-8 не хотят огласки происходящего там, поэтому осужденные преследуются даже за визит к ним адвоката, через которого они могут хоть что-то рассказать об ужасающих условиях содержания.
Я уже направил жалобы и в прокуратуру и в Управление федеральной службы исполнения наказаний Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако я полагаю, что эти органы пришлют отписки, что в ИК-8 все замечательно, а жалобы не подтвердились.
Я не могу утверждать, что слова Акушкаровой и Рудовой правда от первого и до последнего слова. Но я склонен больше верить родственникам осужденных, чем официальной позиции ФСИН.
Авторитарная провинциальная система полукриминального националистического типа (как метко назвал Григорий Явлинский нашу власть!) насаждает нам сталинизм-лайт. А ГУЛАГ – это обязательный элемент такой системы. Поэтому Госдума и принимает «Закон садистов», который позволит тюремщикам бить осужденных за «нарушение режима содержания» и «для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы». Поэтому, когда Путин или Медведев будут в очередной раз говорить, про то, что у нас «не 37-ой год» надо просто представлять, что в этот самый момент будет происходить за решеткой: не поздоровался с сотрудником или лег в дневное время на койку и тебя уже совершенно законно избивают. При этом по практике прокуратура и ФСИН признает все, даже самые издевательские требования тюремщиков к заключенным, – законными, а применение физической силы обоснованной. У нас и без этого закона заключенные почти полностью бесправны и подвергаются регулярным унижениям и насилию, а что будет, когда закон садистов полностью развяжет руки надзирателям?!
Прямо как в «Факультете ненужных вещей» Юрия Домбровского, где красочно описываются будни ГУЛАГа: «А против законных синяков прокурор вам не защита. Если дано указание бить, то все! Бьют, пока не выбьют все что надо». Мы еще в 2015-ом, или опять в 30-ых?!
Сегодня я, вместе с лидером «ЯБЛОКА» Сергеем Митрохиным и другими активистами партии пришли к Госдуме протестовать против этой людоедской инициативы. К сожалению, никто кроме яблочников не пришел. В нашей стране любой человек может стать жертвой «правосудия» и попасть в застенки. Поэтому в интересах каждого не допустить превращения российской пенитенциарной системы в полноценный ГУЛАГ и всеми возможными силами (постами в блогах, выходом на улицу, письмами протеста и.т.д.) выступать против принятия этого закона. И в первую очередь это нужно делать родственникам заключенных, а также политическим и гражданским активистам!
23 Окт 2015, 11:54