Эффект кота на театральной сцене

Игорь Яковенко о том, каким образом и на что переключается внимание общественности

update: 22-10-2015 (09:14)

С сайта «Каспаров.ру».

! Орфография и стилистика автора сохранены

 

Если во время самого гениального спектакля, в кульминационный момент, когда выдающийся трагик, например Юрий Михайлович Юрьев, играет, например, в финальной сцене "Отелло", или нет, лучше в "Короле Лире" читает кульминационный монолог:

"Дуй, ветер, дуй! Пусть лопнут щеки! Дуй! // Вы, хляби и смерчи морские, лейте!". – И в этот момент на сцене появляется кот. Не театральный, а обычный бродячий наглый котяра. Не спеша проходит вдоль рампы и, остановившись прямо напротив заслуженного артиста Императорских театров, лауреата Сталинской премии и народного артиста СССР, усаживается и принимается вылизывать тестикулы. Себе, а не артисту.

Вариантов спасти спектакль нет. Кот быстро не уйдет, пока все не вылижет и не проголодается. Спихнуть кота в оркестровую яму или выманить за кулисы невозможно: кот в любом случае устроит скандал. Продолжать монолог при таком изменении сценария и состава действующих лиц и исполнителей бессмысленно, поскольку кот мгновенно становится главным героем. В мире нет артиста, способного в такой ситуации конкурировать с котом за внимание зрительного зала.

"Ревизор" или "Женитьбу" спасти при испытании котом можно, "Гамлета" очень трудно (смотря в какой момент эта сволочь появится), "Лира", начиная с третьего действия, кот рвет в клочья как сонную мышь. Надо давать занавес, прекращать спектакль и возвращать деньги за билеты.

На минувшей неделе на российской сцене играли большую драму. Путин продолжает бомбить Сирию, защищая Асада, который породил ИГИЛ (запрещенная в РФ экстремистская организация – прим.ред). Экономика России достигла хрупкого дна, как радостно сообщил на Первом канале министр экономического развития. Но при этом заверил россиян, что кризиса нет, поскольку кризис означает исчерпанность существующей модели развития. А наша модель еще не исчерпана, заявил экономический министр. Видимо, главный по экономике России не понимает, что именно он сказал. Поскольку, если мы достигли дна при нынешней модели, и не собираемся ее менять, значит, будем продолжать падать, раз на это дно нас привела именно эта модель.

Кроме того, на минувшей неделе российский президент и премьер получили публичную пощечину, по хлесткости превосходящую все оплеухи, полученные в последние месяцы. Путин публично предложил американцам принять делегацию во главе с Медведевым для переговоров. Американцы сказали, чтобы господин Медведев не беспокоился. 

Российская действительность - это довольно сильная драма, местами переходящая в трагедию с сильными вкраплениями фарса. Спектакль довольно зрелищный, смотреть интересно. Кроме того, любопытно, чем все кончится. Особенно любопытно тем, кто внутри. Через чьи головы все эти мизансцены и эти диалоги.

Но тут на сцену выходят коты. Все внимание демократической сетевой общественности в последние дни заняли два сюжета: поэма Юнны Петровны Мориц "Гуманитарий" и фотосессия от "Эха Москвы". В поэме Юнны Петровны, помимо отмеченных антисемитских неологизмов, все пытались включить воображение и представить себе, как выглядит этот вот "шмаровоз" и какого черта он залез на "холуятню". Несмотря на то, что в обсуждении приняли участие лучшие умы рунета, убедительной версии визуализации "шмаровоза на холуятне" не смог предложить никто. 

Обсуждение фотосессии также закончилось ничем, но страна узнала много нового об эстетических пристрастиях и вкусах своих ведущих писателей, журналистов и людей науки и искусства. Как выяснилось, большинство соскучилось по Рубенсу, а некоторые даже согласны и на Кустодиева.

Что же до котов на театральной сцене, то в нормальных странах бродячих котов не бывает. Кот слишком высокоорганизованное и достойное любви существо, чтобы подвергать его такому испытанию. И спектакль без участия кота целее будет.


 

Как мужчина мужчине

 Пара фраз (в блоге Пара фраз) 22.10.2015 

Несравненный Никита Сергеевич, какое счастье, что ты есть! Что я знаком с тобою! Что иногда я ловлю на себе твой зрачок, огненный и трепещущий, как луч!.. Ты соединяешь русские времена силой и духом. Скользишь по русскому времени, как дельфин: то ныряя в его темные глубины, то всплывая и взлетая в его сверкающей красоте. Русское время то давит, и я слышу, как хрустят твои кости. То целует, лелеет, и ты опять собираешься в восхитительное единое целое... 
Люблю тебя.

Александр Проханов, писатель и журналист. "Никите Михалкову - 70!"

Кумир мой, любовь моя, сладость ты наша российская!
Был бы я бабой, из-под тебя бы не вылезал!
Сволочи, сучки, шпионки, прочь от сокола!
Да почему же это органы так долго бездействуют?
Отрок ясноглазый, застава богатырская!
В тебе надежда державы нашей и народа измученного!

Василий Аксенов. "Ожог"

 

Как одолеть ересь

 Пара фраз (в блоге Пара фраз) 22.10.2015 

Преподобный Иосиф (Волоцкий. - Ред.) - очень значимая для будущего России личность. Это милостивый игумен и бесстрашный воин Христов, человек, который... был тверд и решителен в отношении всех, кто представлял для страны и для Церкви внешнюю или внутреннюю опасность... Во время Иосифа существовало и геополитическое противостояние, и цивилизационное, и то противостояние во многом похоже на сегодняшнее... И тогда, и сейчас возникала попытка взорвать Россию изнутри, поменяв веру... И образ преподобного Иосифа как человека, который сумел разглядеть эту лукавую, самую страшную угрозу... очень важен для того, чтобы мы сегодня отвергали и распознавали предпринимаемые попытки нас духовно разоружить и поработить. Ересь страшнее любой атомной бомбы. Раздор в народной душе и в Церкви страшнее любого экономического давления, любых санкций... Преподобный Иосиф оправдывал применение силы для защиты веры. И делал правильно. И нам нужно сегодня не только не стыдиться этого, а утверждать наше право поступать так же. Это очень актуально сегодня. 

Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества

Иосиф представлял... множество примеров из византийской истории, когда православные императоры мучили и убивали еретиков, и убеждал доказать великому князю (Ивану Третьему. - Ред.), что нет греха мучить их. "Стоит только схватить двух-трех еретиков, - замечал он, - и они обо всех скажут"... Иван Васильевич, долго колебавшись, в декабре 1504 года созвал собор и предал на его решение дело об ереси. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных еретиков. Иосиф настаивал, чтобы не обращали внимания на их раскаяние, потому что оно вынужденное, и требовал самой жестокой казни над наиболее виновными... Дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетках 28 декабря в Москве. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород: там сожгли Рукавого, архимандрита Кассьяна, его брата и с ними многих других еретиков. Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а еще менее виновных в монастыри. Но Иосиф вообще не одобрял отправления еретиков в монастыри. "Этим ты, государь, - говорил он, - творишь мирянам пользу, а инокам погибель". 

Николай Костомаров. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 14. Новгородский архиепископ Геннадий"

 

Драма успеха

 Пара фраз (в блоге Пара фраз) 22.10.2015 

И интересно, я помню, у нас такой спектакль во МХАТе имени Горького - это пьеса моя "Смотрины", кстати, именно по названию этой пьесы назван фестиваль, который будет проходить... Это фестиваль современной драмы. А в этом году он посвящен - это связано с моим 60-летием - он посвящен спектаклям, которые поставлены по моим пьесам. Потому что у меня много театров... Я думаю, ни один современный драматург не похвалится таким количеством постановок в репертуарных театрах. У меня только в Москве шесть спектаклей идет. Вы знаете, потому что я пишу о том, что происходит. Мои же все пьесы, они о жизни. 

Юрий Поляков, писатель, главный редактор "Литературной газеты"

Со Смоляновым он знаком не был, пьес его не видел и не читал, но почему-то был убежден в том, что Смолянов - бездарность и ловкач, а пьесы его - чепуха...
- Ну, что пьеса - колоссальный успех? Публика воет?
- Вы с ума сошли! - зашептал Маревин. - Дерьмо средней руки...
Смолянова в газетах поминали все чаще, хвалебней, "Лесополосы" шли уже в сорока театрах - было в этом провинциале что-то милое, прочное, какое-то умение нерасторопно, но властно подчинять, добираться ходким медвежьим шагом до сути, до цели.

Юрий Трифонов. "Долгое прощание"